Большая игра
© Татьяна Семёнова, «Большая игра»
Тесное общение с кочевыми сырдарьинскими племенами казахов вынуждало русских поселенцев как-то приспосабливаться к их обычаям и мириться с некоторыми странностями.
Например, как рассказывают путешественники того времени, кочевые казахи очень любили русских врачей, считая их чуть ли не волшебниками. И обращались к врачу не для излечения болезней, а со всякими необычными просьбами. Например, просили лекарство, чтобы не мёрзнуть в холода или зелье, от которого жёны рожали бы детей ежегодно. Они на полном серьёзе верили, что русские доктора могут изготавливать такого рода лекарства.
Рассказывают, что казах мог ходить за доктором целый день и ныть, чтобы тот дал пилюлю от какой-нибудь ерунды, к примеру, чтобы блохи стали не кусачими. Мол, пусть ползают, но чтоб не кусали. Настоятельные рекомендации доктора просто помыться – отвергались. В результате, доктор совал какую-нибудь безобидную пилюлю, чтобы отвязаться от надоедливого «пациента».
Но вот что удивительно. Серьёзные болезни казахи предпочитали лечить самостоятельно. Причём способы лечения были порой на редкость антисанитарными: прикладывали к больному месту внутренности барана или коровьего помёта. Со всякими гнойными ранами поступали радикально: либо вырезали, либо отрубали часть тела, к примеру, палец.
Путешественник Пётр Иванович Пашино в своём труде «Туркестанский край в 1866 году. Путевые заметки» пишет следующее:
«Особенно замечателен способ лечения переломов костей, — туземцы лечат их приемом внутрь какого-то смолистого ароматного вещества в молоке; медикамент этот называется мумие, а что значит мумие, я не знаю, да и доктора мне не сумели объяснить, что это за смола». При накожных воспалениях с нагноением киргизы или вырезывают пораженное место, или отрубают часть страдающего члена. Словом, лечатся от всех болезней сами, без всякого пособия и советов наших врачей, прибегая к ним, как к фокусникам и кудесникам…».
Русские поселенцы удивлялись одной интересной особенностью казахов: они почти никогда не ходили пешком, даже на близкие расстояния. Если вдруг казаху приспичило куда-то добраться и рядом вдруг не оказалось лошади (что большая редкость), он совершенно спокойно может сесть на быка или корову – лишь бы не идти пешком.
В связи с этим есть одна интересная старая фотография. Если внимательно посмотрите на неё, то увидите, что женщины сидят верхом на лошадях, а мужчина – на быке. Так что североамериканские ковбои, участвующие в родео, не единственные любители экстремальной верховой езды.
Казахи. Женщины сидят на лошадях, мужчина – на быке ▼
Однако, как выяснилось, не только казахи могли разъезжать на быках. Совершенно случайно наткнулась на эту старую фотографию. И это уже не казах на быке, а узбек.
Ещё одна интересная старая фотография середины XIX века. Мальчишка в парадной одежде верхом на лошади. Сидит уверенно. Лошадь украшена по-праздничному. Грива заплетена в косички ▼
Я ещё буду рассказывать об интересных эпизодах из жизни русских поселенцев и казахских племён. Я уже писала, что русские почему-то и казахов, и киргизов называли «киргизами». Читая воспоминания очевидцев тех времён и даже деловые письма и указы, иногда приходишь в недоумение: о ком идёт речь? О киргизах или казахах? Догадываешься по смыслу. Казахи жили в нижнем течении Сырдарьи, а киргизы в верхнем, рядом с Кокандским ханством (см. на карте выше).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25