Большая игра

© Татьяна Семёнова, «Большая игра»

Пробыв три месяца в Бухаре, русское посольство старалось по возможности часто выезжать в город с тем, чтобы ознакомиться с жизнью бухарцев.

В Бухаре строжайшим образом следили за исполнением религиозных обрядов и молений. Иногда это даже казалось чрезмерным. Главным религиозным надзирателем был раис — «блюститель нравственности». В его ведении находились все базары и торговые ряды города. Рано утром помощники раиса отправлялись в мечети. Вернее, это были специальные агенты – мулозимы, которые смешивались с толпой молящихся и наблюдали за их религиозным благонравием. Если кто-то недостаточно искренне молился или – не дай бог – произнёс неуважительные слова в адрес Аллаха, того ждало серьёзное наказание: от удара палками, до тюрьмы. Так же вылавливали тех, кто отлынивал от молитвы.

Из заметок Мейендорфа:

«Правительство рассматривает молитву как непременную обязанность и общественный долг…  Всякий домовладелец обязан отправляться чуть свет в свою мечеть. Полицейские чиновники осведомляются у привратников мечетей об именах тех, кто пропускает молитвы, и выгоняют их из домов, применяя силу… Каждый вечер на Регистане около 4 часов, в этот посвящённый молитве час, полицейские выгоняют всех продавцов и покупателей и отправляют их в мечеть. Следует заметить, что в это время базар обычно бывает наиболее оживлен. Полицейские или базарные надсмотрщики бросаются на людей с большими бичами шириной в три пальца и избивают всех, кто попадается им на пути. Толпа шумит: одни кричат, другие смеются и убегают, лавки, столы, палатки исчезают в мгновение ока, и мечеть наполняется благочестивыми мусульманами, привлеченными к божественной службе ударами бичей!»

Такое рвение в молитвах и наказание за неисполнение объяснялось просто. Бухарский эмир Хайдар увлекался изучением богословия и слыл большим учёным в этой области. Более того, являлся преподавателем медресе при дворцовой мечете. У него было более пятисот учеников, с которых он строго спрашивал.

В Бухаре он построил десятки медресе и мечетей. В его правление было воздвигнуто и самое необычное медресе Чор-Минор с четырьмя минаретами (возведенное в 1807 году на деньги богатого туркмена Халифа Нияз-кула).

 

Чор-минор, Фото Прокудина-Горского, первые цветные фотографии, 1911 г.

 

 

Чор-минор, фото Л. Ремпель, 1938 г.

 

Почти всегда на шапках минаретов Чор-Минора вили свои гнёзда аисты. Бухарцы их не прогоняли. На Востоке считали и считают аистов священными птицами. Не зря же халиф в сказке «Халиф-аист» превратился именно в аиста, а не в какую-то другую птицу. Кстати, помните какое волшебное слово забыл халиф, когда рассмеялся?

 

Современный Чор-Минор после реставрации. Аисты уже не вьют на нём гнёзда. В городе их не осталось. На фото автор книги во время путешествия по Бухаре

 

На старых фотографиях на многих минаретах аисты вьют гнёзда. Мечеть Топ-Чабаш.  (Медресе Топчи-Баши). Бухара. Ныне не сохранилось. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1911 г.

Так как эмир Хайдар увлекался преподаванием богословия и понастроил много медресе, то русская миссия часто встречала сидящих возле учебных заведений студентов. И, прямо сказать, что удивляло – эти «студенты» не всегда были молодыми людьми.

 

Студенты-теософиты сидят перед медресе Мири Араб. Фото сделал в 1918 году Мейнард Оуэн Виллиамс, американский журналист. В 1919 году он стал первым иностранным корреспондентом National Geographic

 

Мударрисы перед медресе Мири-Араб, фото — Мейнард Оуэн Виллиамс, 1918 г.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25