Большая игра

© Татьяна Семёнова, «Большая игра»

Глава 2

АРАЛЬСКАЯ ФЛОТИЛИЯ

На какое-то время хивинцы затихли. Тем временем в форт Раим в разобранном виде на сотне повозках доставили ещё одну двухмачтовую шхуну «Константин», чуть большую по размерам, чем «Николай». Длина её составляла 14,33 метра, а ширина 4,88 метра. Она также была оснащена двумя пушками.

◄ Алексей Иванович Бутаков, капитан-лейтенант флота, начальник Аральской гидрографической экспедиции, позже стал командиром Аральской флотилии  

 

Обе шхуны «Николай» и «Константин» в большей степени предназначались для исследования Аральского моря, описи берегов и открытия новых островов.

Начальником экспедиции назначили тридцатидвухлетнего Алексея Ивановича Бутакова, тогда ещё молодого, подающего надежды морского офицера. Его рекомендовал главе морского ведомства князю А.С. Меншикову знаменитый мореплаватель адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.

В экспедицию, состоявшую из 27 человек, помимо морских специалистов вошли топограф, геолог, ботаник, биолог, фельдшер и художник. Всех их отбирал лично Бутаков. Он же отобрал и художника. Звали его Тарас Григорьевич Шевченко. В то время он находился в ссылке в Оренбурге, служил простым солдатом. Шевченко был рад избавиться от солдатской муштры, занявшись любимым делом.

 

Портрет Г. Шевченко ▼

 

Форт Раим, рисунок Т. Шевченко, 1848 г. ▼

 

Шхуна «Константин» в форте Раим, рисунок Т. Шевченко, 1848 г.▼

 

Форт Раим, на переднем плане – могила казахского батыра Раима. Рисунок Т. Шевченко, 1848 г.▼

 

Форт Раим, шхуны. Рисунок Т. Шевченко ▼

 

Хивинского хана очень беспокоило оживление русских и прибытие второго судна. И он снова отправил послов в Россию. В Санкт-Петербург послы прибыли в начале 1850 года. Как и в прошлый раз, снова потребовали снести Раим. И опять Николай I ответил отказом.

Здесь мне придётся отступить от повествования и сказать вот о чём. Чтобы оживить ваше воображение, помимо старых фотографий я буду использовать рисунки замечательных русских художников Василия Верещагина (его рисунки уже были выше) и Николая Каразина, участвовавших в Туркестанском походе. Фотография, как искусство, тогда делала только «первые шаги» и поймать, как сегодня говорят, «живой момент» для фотографа было делом нелёгким, а уж запечатлеть батальную сцену вообще невозможным. Другое дело художники, к тому же очевидцы событий. В своих картинах они несли зрителю живую эмоциональную атмосферу того времени. Слово «невозможно» для них не существовало. Всё было в их руках, вернее в их кистях. И, конечно, в таланте.

Самые известные картины периода туркестанской войны были созданы художниками Василием Верещагиным и Николаем Каразиным. Оба были не только приглашёнными художниками, но и участниками сражений.

 

Николай Николаевич Каразин (1842—1908), портрет 1863 г. ►

В 1867 году в возрасте 25 лет Николай Каразин отправился в Туркестан, чтобы участвовать в походе на Бухару. В звании поручика он командовал ротой в 5-м Туркестанском линейном батальоне. Отличился в боях. За что получил лично от генерала К. П. Кауфмана «золотое оружие с надписью «за храбрость»» (сабля с позолоченным эфесом, высшая награда за мужество в бою).

Пробыл в Средней Азии в общей сложности 9 лет. В 1874 и 1879 годах принимал участие в научных экспедициях, организованных русским географическим обществом в Центральную Азию для изучения района Амударьи.

Каразин был создателем первых отечественных художественных открыток и, кстати, был первым иллюстратором Ф. М. Достоевского. Он также оформлял книги Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и многих других.

 

◄ Молодой Василий Васильевич Верещагин (1842—1904), портрет 1863 г.

Василий Верещагин в 1867 году (в том же году, что и Каразин) отправился в Среднюю Азию в качестве художника по приглашению Туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана. Ему было 25 лет, столько же, сколько и Каразину. Естественно, оба художника пересекались и даже называли себя друзьями по Туркестану.

В 1868 году Верещагин прибыл в Самарканд, недавно взятый русскими войсками. И практически сразу же получил боевое крещение. В составе русского гарнизона он мужественно оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира. Был ранен. За храбрость и мужество получил награду – орден Святого Георгия.

Василий Верещагин объехал почти весь Туркестан. Помимо Самарканда побывал в Ташкенте, Бухаре, в киргизских и казахских степях, на китайской границе и в Кокандском ханстве.

Собрав огромное количество зарисовок и этюдов, он уехал в Мюнхен, где в течение 1871-1873 гг. написал свою знаменитую серию туркестанских картин, впоследствии купленную Третьяковым.

Символом всей Туркестанской серии стала картина, которую вы не раз видели в репродукциях, «Апофеоз войны» (1870–1871 гг., Третьяковская галерея). На ней изображена груда черепов в пустыне, а на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Верещагин был противником любых войн во всех её проявлениях.

 

Картина «Апофеоз войны», художник Василий Верещагин ▼

 

Но возвращаюсь к рассказу о Туркестанских событиях.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25