Хива. Хорезм и его неразгаданные тайны
© Татьяна Семёнова «Хива. Хорезм и его неразгаданные тайны»
А дальше события уже шли по сценарию, который не раз случался в истории. Место сильного всегда занимает другой сильный. Свято место пусто не бывает. Правда, этот другой намеревался продвигать в жизнь совсем иные идеи.
Его звали Джунаид-хан (настоящее имя – Мухаммед-Курбан Сердар). Это был жестокий человек с твёрдым характером и железной хваткой. Родом он был из туркменского племени йомудов. В своё время (в 1767 году) это племя захватило Хиву, но процарствовало там недолго, всего три года. В 1770 году вождь узбекского племени кунгратов разбил йомудов и установил свою власть в Хорезме.
Время Джунаид-хана пришло не сразу. Дорогу к власти ему открыла революция в России. История его жизни весьма показательна. Родился в зажиточной крестьянской семье. Отец, хоть и не мог похвастаться знатностью, но пользовался авторитетом в племени. Грамоте Джунаид-хан обучен не был и, тем не менее, стал судьёй аула, а затем получил более высокую должность – мираб (распорядитель воды). Вроде жизнь удалась. Живи и радуйся. Но спокойная жизнь была не для Джунаид-хана. Молодость, жажда власти и лёгких денег вывела его на другую дорогу.
В начале 1912 года Джунаид-хан возглавил отряд, грабивший караваны в пустыне Каракумы. Затем решил объединить туркменские племена и, возможно (а вдруг удастся!), отвоевать Хивинское ханство. Его отряды устраивали набеги на окрестности Хивы. Асфандияр-хан попросил военной помощи у России. И император Николай II прислал хану экспедиционный корпус. Повстанцы были разгромлены, Джунаид-хан бежал в Афганистан.
Но начались смутные времена для Российской империи. Сначала пришло к власти временное правительство, затем большевики.
Джунаид-хан вернулся в 1917 году. Воспользовавшись смутными временами, он наладил отношения с полковником Зайцевым, присланным в Хиву Временным правительством России, и быстро стал самым влиятельным человеком в Хиве. Полковник Зайцев рекомендовал Асфандияр-хану назначить своего протеже командующим вооружёнными силами Хивинского ханства, чтобы начать борьбу с наступавшей Красной Армией. Это назначение министры не очень приветствовали, зная амбиции Джунаид-хана и его непомерную жестокость. Однако в январе 1918 года Джунаил-хан получил должность командующего. А Зайцев бежал в Ташкент. Джунаид-хан быстро расправляется со своими политическими противниками, а затем и с самим Асфандияр-ханом. В октябре 1918 году Асфандияр-хан был убит по приказу своего командующего. На престол возвели малолетнего брата убитого хана. Власть полностью перешла к Джунаид-хану.
Чрезвычайная миссия представителей советской власти прибыла в Хиву на переговоры с Джунаид-ханом. Четвёртый слева в первом ряду — Джунаид-хан ▼
А дальше… Приход Красной Армии смешал все планы Джунаид-хана. Народ в большинстве своём встал на сторону большевиков. В 1920 году была создана Хорезмийская народная социалистическая республика.
Крестьяне записываются в отряд добровольцев по борьбе с басмачами ▼
Джунаид-хан бежал в Афганистан и стал собирать отряд сопротивления. Именно в 20-е годы и появился термин «басмачество», от тюркского «басмак», то есть «совершать налёт», «нападать».
◄ Джунаид-хан в зрелом возрасте. Единственная фотография после 1920 года, которую удалось найти.
Взятые в плен басмачи. Туркестан, 20-е годы ▼
Красноармейцы, 20-е годы, Туркестан ▼
Вплоть до конца 30-х годов Красная Армия вела борьбу с басмачами. Это была изнурительная, кровавая и жестокая война. Джунаид-хан был одним из самых влиятельных лидеров антисоветского движения в Средней Азии, пожалуй, превзошёл его только Ибрагим-бек, банды которого орудовали в Гиссарских горах. В 1924-м отряды Джунаид-хана осадили Хиву, но не смогли взять и бежали. А в 1927 году им даже удалось сбить советский самолёт. Подрывную деятельность Джунаид-хан вёл практически до последнего дня. Умер он в 1938 году в возрасте восьмидесяти одного года предположительно в Афганистане,
Насколько мне известно, его единственного из предводителей басмачей не удалось поймать и ликвидировать. Он со своими отрядами терроризировал регион вплоть до 1938 года. Знаю это не понаслышке. Мой дед в те неспокойные времена служил в 103 горнокавалерийском полку (позже переименован в 80-й), который дислоцировалась в Кулябе (граница Таджикистана и Афганистана) в составе 7-й Туркестанской Кразнознамённой кавалеристской дивизии. Этот полк ещё называли 103 гиссарский кавалеристский полк. Как строился советский Туркестан, я фактически знаю из первых рук – от моего деда, бабушки и даже моей мамы, которая, кстати, родилась на пограничной заставе в Кулябе. Какие зверства творили басмачи – кровь стынет в жилах, вырезали целые селения, сочувствующие большевикам, нападали на пограничные заставы, обозы с продовольствием.
Бывало так: разведка сообщала о передвижениях больших отрядов басмачей, и красноармейцев перебрасывали на задание в горячие районы Ферганы или Мары (мервский оазис), тогда гарнизон оставался только под охраной небольшого отряда. И тут таилась опасность для жён и детей пограничников. Бывало, басмачи, узнав о переброске (были и свои предатели), нападали на гарнизон и устраивали кровавую резню. На памяти моей бабушки был один такой случай. Она чудом спаслась. Кстати, всех жён красноармейцев учили обращаться с оружием и стрелять из пулемёта.
Моя бабушка сказала мне однажды: «Когда я была совсем юная, даже предположить не могла, что окажусь в Туркестане — на краю света, и буду стрелять из пулемёта, защищая свою жизнь». А всё дело в том, что с моим дедушкой она познакомилась в Москве. Дед тогда учился (вернее, повышал квалификацию) в военной академии. На выпускной военные пригласили девушек, среди которых была моя бабушка — Мария Ивановна Алексеева. Они были знакомы всего пять дней. И поженились. Деду нужно было срочно возвращаться на службу — на границу. В Туркестан. В пограничный с Афганистаном городок Куляб. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь.
Бабушка — коренная москвичка из старинного рода Алексеевых, девушка образованная, утончённая. Не подозревая, что её ждёт, она срывается с насиженного места и уезжает вместе с мужем далеко на Восток, в чужую среду, в очень опасное место, где пока ещё нет окончательной советской власти. Где всё надо налаживать и самое главное — где ещё не закончена борьба с бандами басмачей.
Красноармейцам было трудно контролировать территорию Средней Азии с разбросанными повсюду кишлаками. Ушли из одного кишлака, сагитировав за советскую власть, выбрав новую администрацию, снабдив продовольствием, а завтра туда уже пришли басмачи, и советская власть закончилась. Население боялось басмачей, их жестокость не знала границ, они беспощадно вырезали сочувствующих советской власти. Уже позже, когда была сформирована полноценная милиция из местного населения, бороться с бандитизмом стало легче. Кишлаки могли сами защищаться от басмачей.
Моя бабушка рассказывала, что самым тяжёлым моментом было ожидание возвращения красноармейцев с боевого задания. Жёны и дети выходили на улицу и пристально всматривались вдаль. Барханы, песок… Но вдруг чёрными точками на горизонте появлялась вереница всадников. Сердце начинало биться чаще, когда вдруг среди них чётко вырисовывался конь без всадника, а то и несколько. Чей муж погиб?
Борьба с басмачами шла на протяжении двадцати лет, вплоть до 1938 года. Мой дед участвовал в походах и против отрядов Джунаид-хана, а так же участвовал в поимке знаменитого предводителя басмачества Ибрагим-бека. Были и засекреченные операции, когда красноармейцы, переодевшись в одежду басмачей, проникали на территорию Афганистана и уничтожали банды. Немаловажную роль играло и внедрение агентуры в басмаческую среду. Спецслужбы РККА отслеживали шаги иностранной разведки, имевшей тесную связь с басмачами.
Поначалу басмачество горячо поддерживали англичане, снабжая банды оружием и деньгами. Лишь в конце 30-х годов англичане прекратили раскачивать Советскую власть. Причём во многом это было связано со сложным политическим гамбитом, сложившимся в регионе. Властям Афганистана уже порядком надоели банды басмачей, хозяйничающие на границе, мало того, некоторые главари уже планировали оторвать кусок земли у Афганистана и создать там свой микро-халифат, этакую базу для подготовки и вербовки бойцов для будущих завоеваний. Такая активность очень беспокоила афганское правительство. В итоге, было принято решение открыть границы для русских военных и сотрудничать с ними во время операций по ликвидации банд уже на территории Афганистана, так сказать, уничтожить басмачей прямо в гнезде. Англичане в свою очередь тревожились за сближение басмачей с турками, и это сближение набирало обороты. Если турки усилят свои позиции в регионе, то недалёк тот час, когда они захотят посягнуть на подконтрольную им Индию.
Борьба велась на всех фронтах. Командиры РККА за успешные операции по ликвидации банд басмачей были награждены орденом Красной звезды. В моём архиве сохранились фотографии времён 20-30-х годов. Конечно, они плохого качества, но всё же память. Вот несколько фото.
Мой дед Птицын Иван Фёдорович, конец 20-х годов, Туркестан ▼
Красноармейцы 103-го гиссарского кавалеристского полка, 20-е годы, Туркестан ▼
Туркестан, начало 30-х годов. Мой дед сидит в центре ▼
Красноармейцы 103-го гиссарского кавалеристского полка, начало 30-х годов, Туркестан ▼
Пленённый главарь басмачей Ибрагим-бек, 1931 год, Туркестан ▼
Мой дед Птицын Иван Фёдорович, начало 30-х годов, Туркестан. Участвовал в походах против отрядов Джунаид-хана, а так же участвовал в поимке знаменитого предводителя басмачества Ибрагим-бека. За боевые заслуги награждён высшей в то время наградой — орденом Красной звезды ▼
Сейчас в Узбекистане некоторые идеализируют басмачей, называя басмачество освободительным движением. Но не надо забывать, что это были отдельные формирования. Каждый предводитель преследовал собственные цели – захватить кусок земли и править там. Ни о каком объединении народа не было и речи. Не было и идеологической работы с населением. Бандиты просто вырезали тех, кто переходил на сторону большевиков. Вырезали, порой, целые селения. И эта жестокость отталкивала даже сомневающихся. В конечном итоге, местные жители перестали называть их «басмачами», а именовали «душманами», то есть «врагами» или «шайтанами».
По сути, басмачи ничего не предлагали народу, в отличие от большевиков. Они несли старый порядок, возможно даже более жестокий, чем прежде. А у молодой Советской России была достаточно привлекательная программа: власть народу, землю крестьянам, всеобщее образование, все равны, строим железные дороги, фабрики, заводы, больницы, школы. далее →
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22