Хива. Хорезм и его неразгаданные тайны

© Татьяна Семёнова «Хива. Хорезм и его неразгаданные тайны»

⬅ предыдущая страница

В этот период в Хорезме почти не осталось по-настоящему крупных городов. Пожалуй, сохраняла свою бурную жизнь лишь столица Хорезма Кят (сегодня город Бируни в Каракалпакии), где находилась правящая династия хорезмшахов. Другие города пустели. Каждый аристократ и даже зажиточный крестьянин предпочитал выехать из города, построить себе укреплённый дом-крепость. Если перекинуть мостик в современность – этакие «Рублёвские хоромы» вблизи Москвы. Чем богаче хорезмиец – тем больше крепость. И вроде как царь своего маленького государства.

Раньше все хорезмийцы жили под защитой общей городской крепостной стены, город являлся общим домом. А теперь каждый был сам за себя. Большие города мельчали, защищать их особенно стало некому. Хорезм к приходу арабов представлял из себя территорию многочисленных замков аристократии и тысяч укреплённых крестьянских усадеб. Запершись в своих владениях, многие не особенно подчинялись правящей династии. То там, то тут случались бунты против хорезмшаха, иногда превращаясь в целые крестьянские восстания.

Кутейба не преминул воспользоваться этой разрозненностью. Во время очередного бунта он пообещал хорезмшаху военную помощь в борьбе с восставшими крестьянами. В результате эта военная помощь вылилась в оккупацию.

В 712 году Хорезм полностью перешёл под власть арабов, мало того – отряды хорезмшаха помогали Кутейбе при осаде Самарканда. До этого Кутейбой была захвачена Бухара (709 год) и город Кеш (708 год).

К 715 году Средняя Азия была полностью покорена. Самой последней вошла в халифат Ферганская долина (714 год). Местное население сражалось с воинами Кутейбы практически до последнего солдата. Люди не желали менять веру и культуру, принимать арабский образ жизни. Сегодня же всё с точностью до наоборот. Радикалы в «бурлящей» Ферганской долине так же отчаянно борются, но только за халифат. Вот  такая она жизнь. Переменчивая.

Арабские завоевания сопровождались повсеместным разрушением всего, что имело отношение к зороастризму и буддизму. На местах разрушенных храмов возводились мечети. Так, например, бухарский историк X века Мухаммед Наршахи пишет:

«Кутейба ибн Муслим в 944 г. хиджры (713 г.) построил мечеть «Джоме» (соборную) в крепости Бухары, на том месте, где раньше было кладбище идолов…»

Арабы действовали очень продуманно. В захваченные города переселяли целые арабские семьи, направляли духовных деятелей, писцов, чиновников со всей канцелярией. Зороастрийцев, пожелавших перейти в ислам, поощряли, освобождая от налогов. Кто не хотел менять веру, наоборот, душили непомерными налогами, к тому же им запрещалось занимать государственные должности, включая даже самые низшие в служебной иерархии. Наиболее агрессивных зороастрийцев продавали в рабство.

Задача была проста – полностью вытеснить религию, язык, культуру. Сжигались летописи, изгонялись учёные, духовные лидеры, писатели. Историк Ибн ал-Асира сообщал, что Кутейба вывел из Средней Азии до ста тысяч рабов-пленников.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22