Хива. Хорезм и его неразгаданные тайны

© Татьяна Семёнова «Хива. Хорезм и его неразгаданные тайны»

⬅ предыдущая страница

Александр закрепился в Персии, но не стал завоёвывать Хорезм. Почему? В общем-то, он ему был не нужен. Его целью была Индия. Удивительное дело, в древние времена завоевателей всех мастей, да и не только завоевателей, манила Индия. Этакая сказочно богатая страна, где золото валяется прямо под ногами. Так говорили. Если перекинуть мостик к сегодняшнему времени, то это вроде американской или европейской мечты. Собственно, и Америку-то открыли только благодаря фанатичному желанию попасть в Индию морским путём.

 

Александр Македонский вступает в Вавилон. Лебрен, ок. 1664 г. ▼

Итак, Александр Македонский, окрылённый победами, двинулся вглубь Востока. Вторгнувшись в Среднюю Азию, он был уверен, что быстро завоюет этот регион. Но не тут-то было. Его не встречала сильная армия. Против греческого полководца велась настоящая изматывающая партизанская война. То там, то тут вспыхивали восстания, совершались неожиданные набеги отдельных отрядов. Жители Согдианы и Бактрии скрывались в труднодоступных горных крепостях. Александру приходилось держать долгую осаду или штурмовать крепости, теряя многих воинов. Ему хотелось побыстрее добраться до Индии, но оставлять в тылу непокорные согдийские и бактрийские города было нельзя. Чтобы как-то умиротворить непокорные земли Александр даже женился на одной из дочерей правителя Бактрии Роксане.

Два года борьбы в Средней Азии измотали полководца. Дальше на север в Хорезм он не пошёл, хотя планировал завоевать весь мир. Идти через пустыню не было ни сил, ни желания. Но что сказать воинам, чтобы не потерять лицо? Должна быть веская причина. Александр не мудрствовал, а объявил воинам, что места там пустынные и малообитаемые, поэтому завоёвывать их нет смысла. В общем, ответ неплохой.

Конечно, он прекрасно знал, что это не так. Сохранились интересные документы. В 328 году до н.э. правитель Хорезма Фарасман отправил к Александру послов, которые предложили полководцу союз и совместный поход в Закавказье. Но Александр отказался. Он мечтал покорить Индию и готовился к трудному походу.

Итак, Хорезм не вошёл в империю Александра Македонского. Этой территорией всё так же правили потомки Ахеменидов. Как я уже говорила, Кир Великий поставил управлять этой сатрапией своего сына Таноксиарка. От него и пошло древо хорезмийских правителей.

Персы, в своё время закрепившись в Хорезме, оказали большое влияние на культуру региона. И не только на культуру, но и на генофонд. Вот, собственно, почему хорезмийцы относят себя к «персидскому древу», что подтверждает и знаменитый учёный-мыслитель Аль Бируни (X-XI век) в своей работе «Хронология, или памятники минувших поколений».

 

Вот типичный хорезмиец. Его зовут Рустам, наш гид в Хиве. О нём я обязательно расскажу в своих заметках ▼

Кстати, узбеки, как национальность, сформировалась от смешения древне-иранского населения (те же хорезмийцы, согдийцы, бактрийцы) с древне-тюркскими племенам, которые завоёвывали Среднюю Азию в период с XI по XIII век. Те же монголы, например. Узбеки, как нация, появилась лишь в XIII веке.

Хивинцы гордо рассказывают, что хорезмийская литература считается самой древней в Центральной Азии. А ещё гордятся тем, что и язык у них был свой – хорезмийский (относится к иранской группе). И даже несмотря на арабские и прочие завоевания, он продержался вплоть до XIII века. Лишь в начале XIV века был полностью вытеснен тюркским.

Историки люди дотошные. Им всегда хочется докопаться до истины. Изучая историю Хорезма, они задали себе вопрос: как же выглядели древние хорезмийцы? Насколько сильно они отличались от других народов, живущих в Средней Азии. Действительно ли они относились, как рассказывает Аль Бируни, к «персидскому древу»?

 

Реконструкция облика хорезмийцев сотрудниками М.М. Герасимова ▼

Вы спросите – почему реконструкция? Неужели не осталось ни одного памятника или фрески с изображением древних хорезмийцев? Ответ прост. Древняя культура Хорезма была стёрта с лица земли во времена Арабских завоеваний (VII – VIII век н.э.), впрочем, как и вся зороастрийская культура Средней Азии. Арабский Халифат не оставлял ничего, что напоминало бы о прошлом. Не осталось ни дворцов, ни зороастрийских храмов. Ни-че-го! Всё было разрушено до основания. На руинах храмов возводились мечети и минареты. Религией Средней Азии стал ислам. А всё остальное приказано было забыть. Навсегда! Под карающим мечом ислама (в лице арабского полководца Кутейбы) погибли памятники древнейшей цивилизации, были сожжены бесценные исторические хроники Хорезма. В 712 году зороастрийский Хорезм перестал существовать.

О древнем Хорезме мы, к сожалению, мало что знаем. И знаем благодаря лишь Геродоту, писавшему свой знаменитый труд под названием «История», опираясь на древние персидский летописи. Но для персов Хорезм был всё же провинцией, поэтому в их хрониках этот регион упоминается в основном в аспекте хозяйственных дел и сбора налогов. Даже великий хорезмийский учёный Аль Бируни (X-XI век) при написании своего труда о летоисчислении древних народов, не смог добыть никакой информации, хотя с арабских завоеваний прошло не так много лет. С сожалением он написал (я полагаю, это было смелое заявление для того времени):

«И всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком, и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории до времени пришествия к ним ислама».

Вам не кажется это знакомым? ИГИЛ (*запрещённая в России организация) строит свой арабский халифат, но как же всё повторяется! Уничтожаются древние памятники, уничтожается культура. Уничтожается память. Чтобы всё было забыто! Навсегда. Варварство? Отнюдь. Точный расчёт. Спросите у простого работяги узбека или таджика, знает ли он, что его предки были зороастрийцами. Он сделает круглые глаза и даже не поверит в сказанное. Он просто уверен, что его предки всегда исповедовали ислам. «А что было до ислама?» – спросите вы. «А разве что-то было? – ответит он. –  Ну, даже если что-то и было, то это неважно».

Не знаю, возможно, я ошибаюсь, но у меня сложилось впечатление, что среднеазиатский мир ведёт своё летоисчисление с восьмого века, то есть с арабских завоеваний, а что было до того, это никого особенно не волнует. Разве что учёных и археологов, которые – надо отдать им должное – всё-таки пролили свет на древнюю культуру Средней Азии, раскопали в песках Кызылкума остатки древних городов и нашли много интересного.

Но прежде, думаю, что читателям будет небезынтересно узнать, хотя бы в общих чертах, о завоевании арабами Средней Азии.

Кто такой этот кровавый Кутейба, стёрший с лица земли древнюю среднеазиатскую культуру?

Война была долгая и изнурительная. Арабы, завоевав весь Ближний Восток, Египет, северную Африку, Закавказье, не собирались останавливаться. На западе их целью была Испания, на востоке – Средняя Азия.

В Средней Азии их встретили упорным сопротивлением. Много лет они не могли покорить эту территорию. И как это часто бывает, предательство решило исход противостояния.

 

Арабские завоевания. Поначалу территория халифата сосредотачивалась вокруг Мекки и Медины, где, собственно проповедовал и жил пророк Мухаммед. После смерти пророка знамя ислама подхватили его последователи и значительно расширили территориальные владения халифата. Огнём и мечом они подчиняли территории, устанавливая религиозное доминирование ислама ▼

Дойдя до Амударьи, арабы сосредоточили свои восточные силы в Мерве (сегодняшний город Мары). Пока активные действия разворачивались на западе (Египет, Северная Африка), из Мерва арабы совершали лишь набеги на среднеазиатские территории с целью грабежа.

Но в 704 году в Мерв прибыл полководец Кутейба ибн Муслим, человек хитрый, смелый, жестокий, с незаурядными способностями. В отличие от предшественников, он добился потрясающих военных успехов. Во-первых, он использовал разрозненность и соперничество среднеазиатских городов. В то время в каждом городе правил свой шах. В Бухаре свой, в Хорезме свой, в Самарканде – свой. Правители постоянно ссорились между собой, ни о каком объединении в борьбе с общим врагом не было и речи. Во-вторых, Среднюю Азию повсеместно сотрясали народные бунты. Особенно часто это происходило в Хорезме.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22