Хива. Хорезм и его неразгаданные тайны

© Татьяна Семёнова «Хива. Хорезм и его неразгаданные тайны»

⬅ предыдущая страница

На протяжении почти тысячи лет рисунок иранских и среднеазиатских ковров строго соответствовал исламской традиции: либо орнамент, либо вышивки сур из Корана. Тем не менее, даже с такими ограничениями, мастерицы старались делать нечто особенное. С XIV века (эпоха Тимуридов) в живописи стали постепенно появляться стилизованные изображения животных и птиц. Но ортодоксальные мусульмане не одобряли этого. Тем не менее, головы за это уже не рубили, правда, говорили: «В день воскрешения мертвых, самым страшным мукам будут подвергнуты создатели образов». Однако художники всё же рисовали, оформляли рисунками стихи и поэмы. До наших дней дошли прекрасные миниатюры к историческим хроникам, стихам, поэмам. Классическим примером персидской иллюстрации могут служить миниатюры к «Шахнамэ». Сейчас мусульмане всё больше отходят от строгих исламских запретов. Они и фотографируются, и создают мультфильмы для детей. Прогресс не остановишь. Загонять человека в средневековые рамки (даже верующего) становится всё сложнее.

Продолжая тему ковров, не могу не рассказать о самом многоцветном ковре. Он был соткан в иранском Тебризе в наше время. Из существующих ковров этот ковёр является рекордсменом по цветовой гамме – 800 оттенков. Сделан он из более миллиона узелков. Создателями этого шедевра являются три брата. Значит, всё-таки есть мужчины, которые занимаются ковроткачеством. Размер ковра небольшой: 1 метр на 1,5 метра, однако цена его очень высока.

 

Самый многоцветный ковёр (Тебриз, Иран) ▼

 

А самый большой ковер устилает пол мечети шейха Зайда в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты). Площадь ковра – 5 627 кв. м. Сшит он из 15 огромных кусков. Над ним работали тысяча двести ткачих в течение полутора лет. Количество узелков – 2 268 000. Цена такого ковра… даже не могу себе представить. Лучше посмотрите и оцените сами.

 

Самый большой ковёр в мечети шейха Зайда в Абу-Даби ▼

*Кстати, люстра (посмотрите на фото) – это тоже шедевр. Сделана она из множества разноцветных хрустальных камней Сваровски и переливается так, что невозможно оторвать взгляд.

 

 

Что тут сказать? На Востоке всегда любили роскошь.

Любителями восточных ковров были и французские короли. Поначалу они их просто скупали. Но ковры были столь дороги, что такое расточительство плохо сказывалось на королевской казне. Однако Генриха IV (и его жену Марию Медичи) это не останавливало. Он просто «заболел» персидскими коврами. Именно в это время в Париже появился оборотистый человек, которого звали Пьер Дюпон. По профессии он был иллюстратором священных книг, но бросил это занятие, сообразив, что на ковроткачестве может заработать гораздо больше.

В 1605 году он открыл в Париже первую ковровую мастерскую. Дела сразу пошли в гору. Через три году ему уже выделили мастерскую в галереях Лувра. Работа кипела, королевская семья теперь заказывала ковры у Дюпона. В 1610 году Генрих был убит и корону получил его малолетний сын Людовик III. Во время его правления в 1624 году была создана королевская ковровая мануфактура. И руководил ею, конечно, Пьер Дюпон, правда, уже на паях со своим учеником Симоном Лурде. Мануфактура создавалась на месте бывшей мыловарни «Савонери» (savon – мыло). Название осталось прежним. И в наши дни компания «Савонери» является одной из лучших компаний по производству ковров ручной работы.

Когда же Людовик XIV стал строить Версаль (начало строительства – 1661 год), то, разумеется, ковры для дворца он заказывал у «Савонери». В общей сложности он заказал 92 больших ковра. Небольших ковров уже никто не считал.

Сейчас, конечно, производство ковров стало обыденным делом. Любой человек может себе позволить хоть всю квартиру устлать коврами. Но не каждый может себе позволить купить маленький коврик из настоящего шёлка ручной работы. А вот пощупать его и посмотреть, как он изготавливается – это интересно.

После мастерской, где изготавливают ковры мы зашли в ближайший магазинчик и закупились шёлковыми шарфами. Наверно, под впечатлением. Шарфы нам уже были по карману. : )

Всё, что продают в Хиве, это, в основном, изделия ручной работы. Ассортимент широкий, на любой вкус.

 

 

Как вы думаете, что это такое? 

Рустам с серьёзным лицом начал нам рассказывать, что эта штуковина предназначена для женщин. Мол, если вдруг выйдет ссора с мужчиной, то она спокойно может его ткнуть вот такой штукой с острыми иголками. Причём за это ей ничего не будет, потому что этот предмет разрешён женщинам для самозащиты. И так он это убедительно рассказывал, с красочными примерами, что мы почти поверили. Я представила на минутку, какие следы – фигурные! – оставит на теле такое женское «холодное оружие». Даже не знала, что сказать. Но, с другой стороны, восток – дело тонкое, женщина испокон веков здесь не чувствовала себя до конца защищённой. Почему бы и не ввести такое разрешение на самооборону? Вроде как клеймо для ненадёжных мужчин. Я даже хотела себе приобрести такую вещицу. Иногда ведь приходится ходить по тёмным местам. А что? Сработает даже быстрее электро-шокера. : )

В конечном итоге, Рустам раскололся. Это штука предназначена действительно для женщин, но совсем для других целей.

Вот, смотрите. И называется она чакич

 

 

Можно долго рассказывать про хивинские ремёсла, про мастеров, но не менее интересно и  хивинское архитектурное зодчество. Тем более что Ичан-Кала – это сплошь памятники искусства.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22