Хива. Хорезм и его неразгаданные тайны

© Татьяна Семёнова «Хива. Хорезм и его неразгаданные тайны»

⬅ предыдущая страница

Но не только находки Пайкенда дали возможность учёным по крупицам собрать сведения о жизни среднеазиатских народов до арабского вторжения. Археологи обнаружили в пустыне Кызылкум и другие занесённые песком города. Особенно богата находками Каракалпакская область.

Знаменитая Топрак-Кала (пыльная крепость), самая первая столица Хорезма. Люди покинули её ещё до арабских завоеваний, скорей всего по причине опять-таки капризной реки Амударьи.

Открыл её в 1938 году известный советский археолог Сергей Павлович Толстов при проведении разведочных работ в пятидесяти километрах от правого берега Амударьи.

 

Топрак-Кала ▼

 

 

 

О своих узбекских экспедициях Толстов написал замечательную книгу «По следам древнехорезмийской цивилизации». Написана она очень увлекательно и снабжена большим количеством фотографий. Если вам интересна тема археологии или вас заинтересовала история Хорезма, очень рекомендую её почитать. Там не только рассказывается о Топрак-Кале, но и о других хорезмийских городах, затерянных в песках. Толстов так описывает момент, когда впервые увидел древний город:

«В ясный октябрьский вечер 1938 г., когда наша маленькая разведочная группа поднялась на стены кушанской крепости Аяз-кала 1, с шестидесятиметровой высоты пред нами открылась широкая панорама пройденного и предстоящего пути. И наряду со знакомыми силуэтами развалин на юге и на востоке, далеко на западе — за гладкой равниной бесплодных такыров, песков и солончаков, на горизонте возник контур огромных развалин, увенчанных на северном крае могучими очертаниями трехбашенной цитадели.

— Что это за крепость? — спросил я нашего проводника.

— Это Топрак-кала. Там нет ничего интересного, — был лаконичный ответ.

На следующий день наш караван подходил к «неинтересной крепости».

 

Работы были прерваны – началась Вторая мировая война. Толстов ушёл на фронт. Раскопки были возобновлены лишь в 50-е годы.

Находки дали возможность, во-первых, восстановить облик древних хорезмийцев, во-вторых, исследовать культуру этого народа. Перед археологами постепенно открывался неизвестный мир зороастрийской Средней Азии.

 

 

Алебастровая скульптура из раскопок Топрак-калы ▼

 

Реконструкция дворца хорезмшахов (III век). В архитектуре явно персидское влияние ▼

 

Топрак-кала, руины ▼

 

Проводя раскопки, археологи выяснили, что в Топрак-кале было несколько дворцов. Главный дворец имел сто пятьдесят помещений, в том числе несколько больших залов. Высота достигала сорока метров. Стены помещений украшала яркая фреска. В торжественных залах стояли скульптуры в человеческий рост и больше. Внутри дворца находилось и главное святилище – зороастрийский храм Анахиты (богини воды, плодородия, медицины и мудрости).

Один из залов храма археологи назвали «залом масок». Почему? При раскопках на стенах обнаружили шестнадцать барельефов с пляшущими мужчинами и женщинами, в руках некоторые держали виноградную лозу. На их лицах были маски, причём одна из масок напоминала козлиную. Учёные пришли к выводу, что, скорее всего, на барельефе изображался праздник восхваления бога виноделия (по типу греческого праздника в честь Диониса). Любопытен в этом аспекте рассказ знаменитого учёного Аль Бируни (X-XI век), приведённый в книге «Хронология, или памятники минувших поколений». Он пишет:

«Некоторые хорезмийцы рассказывают, будто Мина была одной из цариц или знатных женщин и что однажды она вышла из своего дворца хмельная, в одежде из шёлка, а время было весеннее. Она упала на землю, и одолел её сон, и ударило холодом ноги, и она умерла. В память этой погибшей от пристрастия к вину царицы в Хорезме ежегодно праздновалась «Ночь Мины«».

Так что есть над чем подумать, сравнить и сделать выводы. Возможно, на стенах действительно был изображён праздник «Ночь Мины».

Не менее интересен во дворце и «зал темнокожих воинов». В этом зале археологи обнаружили много ниш, где стояли статуи хорезмшахов (возможно, был представлен весь род). Статуи были размером в человеческий рост. Правда, сохранилась только нижняя часть. А жаль. Хотелось бы увидеть лица правителей. Но всё же удивительной была другая находка. Рядом с нишами находились небольшие постаменты. На них стояли  статуи воинов примерно в половину человеческого роста. На фигурах – чешуйчатые панцири, в руках – плетёные камышовые щиты. Но главное не это. Их внешность. Они были темнокожие. Антропологи определили, что их тип относится к одной из групп населения южной Индии, а конкретно – дравидам. Получается, что индийцы представляли одну из военных каст Хорезма, более того, они охраняли самого хорезмшаха.

Во дворце есть и другие не менее интересные залы: «зал оленей», «зал побед» и так далее. Многие барельефы и живопись говорит о том, что индийское влияние было сильно в Хорезме.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22