Хива. Хорезм и его неразгаданные тайны

© Татьяна Семёнова «Хива. Хорезм и его неразгаданные тайны»

⬅ предыдущая страница

Пожалуй, главная причина поражения басмачества – оно ничего не предлагало народу. Так что те, кто говорит об освободительном движении басмачества, всё-таки лукавят. Когда у движения нет привлекательной программы оно обречено на провал. В Средней Азии бедного населения было около восьмидесяти процентов, люди хотели перемен, хотели вырваться из нищеты. Перейдя на сторону большевиков, они верили в лучшее будущее, где все получат равные возможности.

Показателен такой факт. В 1929 году 250 семей (!), проживающих в афганском селении Арбаб-Юсуф, спасаясь от басмачей Джунаид-хана, бросили свои дома и ушли из Афганистана, попросив убежища в СССР. И их приняли.

Чтобы вы представляли, какую жизнь «предлагали» (или хотели возродить) басмачи, то стоит сказать вот о чём. До прихода русских Хива, а так же Бухара и Коканд были центрами работорговли. Рабов на  хивинские рынки поставляли в основном туркмены и казахи. Кстати, Джунаид-хан занимался тем же самым в годы своей юности. Банды грабили караваны или совершали набеги на соседние селения. Средняя Азия с точки зрения экономики считалась депрессивным регионом, ни о каком развитии промышленности речи даже не шло. Население нищало с каждым годом. Что могли предложить басмачи? Вернуться к средневековому прошлому?

Путевые заметки, фотографии, рисунки тех лет показывают полную картину жизни Средней Азии конца девятнадцатого века. К сожалению, более ранних фотографий и рисунков нет и не могло быть – никто из путешественников не желал рисковать своей жизнью, не хотел оказаться в рабстве. Поэтому сравнивать в фотографиях «век нынешний» и «век минувший» мы можем, начиная только с периода, когда Российские царские войска вступили в Среднюю Азию.

Вот несколько старых фотографий. Так жили люди Средней Азии в конце XIX века.

 

Старая Хива, 1898 год. Фото Худайбергена Деванова ▼

 

 

 

 

Больница в Хиве построена в честь царевича Алексея в 1912 году (после прихода русских в Среднюю Азию). Фото Худайбергена Деванова ▼

 

Работники Хивинской больницы, 1924 год (при Советской власти) . Фото Худайбергена Деванова▼

 

Художники, историки, исследователи (не только русские, но и иностранцы) в основном ехали в Самарканд и Бухару. В путевых заметках того времени сквозит разочарование. Путешественники надеялись увидеть нечто особенное… В воображении рисовались яркие картинки великой империи Тимура, описанные в исторических хрониках, таких как «Зафар-наме» («Книге побед»). А ещё удивительные рассказы Рюи Гонсалеса де Клавихо, камергера короля Кастилии и Леона, прибывшего в 1404 году в качестве посла в Самарканд. Его труд так и назывался «Жизнь и деяния великого Тамерлана». Красивейшие города, высокие до самых небес минареты, дворцы, отделанные удивительной по красоте мозаикой, мечети с куполами цвета небесной лазури…  Будоражили умы рассказы о знаменитой обсерватории Улугбека в Самарканде. По этим землям ходил великий поэт десятого века Фирдоуси, здесь приступил к работе над «Шах-наме» в стихотворной форме. Недалеко от Бухары родился знаменитый Авиценна… Всех не перечислишь.

Но что же увидели так рвавшиеся в Среднюю Азию путешественники?

В связи с этим не могу не сказать и о выдающемся востоковеде-тюркологе, этнографе и археологе Василии Васильевиче Радлове.

В 1868 году он посетил Туркестан. Фактически он был одним из первых путешественников, попавших в этот регион. Только-только русская императорская армия вошла в Самарканд, но ещё не подчинила Хивинское ханство. По завершении поездки Радлов написал интереснейшую книгу, снабдив её фотографиями. Рекомендую почитать. Называется она «Средняя Зерафшанская долина. Записки Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. Самарканд. Памятники древности. Том 6, 1880 г.)»

Пожалуй, приведу здесь отрывок из книги. Это первые впечатления Василия Васильевича Радлова о знаменитом Самарканде:

«Кто себе составил идеальную картину об этом городе по высокопарным именам, которыми персидские поэты величают Самарканд, тот, конечно, увидит себя обманутым при въезде в него. Самарканд ничем не отличается от остальных городов Средней Азии. Та же самая густая полоса садов окружает его, те же самые глиняные избушки и полуразрушившиеся глиняные стены составляют узкие, извилистые улицы; здесь на более отдаленных от шумного базара улицах царствует та же мертвая тишина, как и в других городах. Единственное отличие Самарканда от последних — это его памятники зодчества, сохранившиеся из лучшего прошедшего в полуразрушенном виде; они, со своими развалинами и кучами мусора, гордо и с упреком смотрят на окружающую их толпу торгашей, не сумевших эти освященные по своим воспоминаниям места сохранить в более приличном виде.»

Великое запустение… Нищета, болезни, глинобитные лачуги… И лишь богатые дворцы правящей элиты. Древние памятники почти разрушились. Никто не восстанавливал старинные мечети, минареты, дворцы. Великолепная голубая мозаика облупилась, стены осыпались. Вместо пышности и красоты – рынки рабов и сплошные караван-сараи… А ведь некогда города Средней Азии блистали…

Некоторые старые фотографии Самарканда и Бухары.

1868 год. Самарканд. Знаменитая площадь Регистан. Фото В. Радлова. Как видно на фотографии, до древних памятников никому не было дела ▼

 

Самарканд. 1889. На фоне развалин комплекса Биби Ханум (14 век) ▼

 

Самарканд. Общий вид мечети Биби–Ханум. 1910-11 год, Фотография Прокудина-Горского ▼

 

Знаменитый фотограф Прокудин-Горский с сожалением писал в своём отчёте:

«Это одно из грустнейших явлений Самарканда. Дело в том, что четыре года тому назад я был в командировке на солнечном затмении, покойный Менделеев это устроил. У меня тогда был сфотографирован купол. Купол был почти цел. Теперь его почти нет; остался маленький кусок с колоссальными трещинами, — от первого землетрясения ничего не останется. Нужно удивляться, как не охраняют проход внутри мечети, там опасно ходить. Это одна из самых интересных мечетей. Она была построена Тамерланом в память его покойной жены».

 

Самарканд. Сартянка (сарты – оседлое население Средней Азии, вошедшее в состав современных узбеков). 1889 год ▼

 

Самарканд. 1889 год. Полуразрушенная мечеть Биби Ханум (памятник 14 века, строилась во времена Тамерлана) ▼

 

Бухара. 1889 год. ▼

 

Бухара. 1890-е годы ▼

 

Бухара. 1890-е годы ▼

 

Бухара. 1890-е годы ▼

 

Старые фотографии я буду вставлять в текст, когда рассказ пойдёт о достопримечательностях. Вы увидите разницу между «веком нынешним» и «веком минувшим». Реставрацию древних памятников начали ещё в советские времена, но сейчас это процесс идёт особенно активно, деньги на реставрацию выделяются немалые. Власти Узбекистана сделали ставку на туризм. И не прогадали.

И теперь мы возвращаемся в Хиву, в Ичан-Калу, к её достопримечательностям.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22