Странник. Первые главы
Иван прервал Сергея:
– Словом, европейцы не так уж и давно узнали про эту рукопись. В шестнадцатом веке.
– Да. Причём, довольно долго известны им были только отдельные отрывки. По всей видимости, в Европе мало что слышали о «Кебра Негаст» вплоть до конца восемнадцатого века. В полном объёме в Европу её привёз Джеймс Брюс из Киннэйрда. Он был известен своими путешествиями по Африке, опубликовал отчёт о поисках истока Нила. Когда он покидал Эфиопию, царский визирь, подарил ему несколько ценнейших рукописей, и среди них была копия «Кебра Негаст». За годы жизни в Абиссинии он убедился, насколько эта книга почитается всеми абиссинцами, и в третьем издании его Путешествий появляется описание её содержания, впервые на европейском языке.
– К сожалению, вся эта информация не даёт нам ответа на вопрос о составителе книги или времени её написания.
– Увы. Некоторые учёные склонны считать, что она была составлена в четырнадцатом веке. Другие датируют её четвёртым веком. Но это только версии. Никакой определённости. Может, эта книга переписывалась сто раз и самый первый, древний, вариант канул в вечность.
– Значит, здесь копать бесполезно. Итак, что в сухом остатке?
– Ничего конкретного, кроме того, что эфиопы с пеной у рта утверждают, будто бы истинный Ковчег находится в церкви Святой Марии Сионской в Аксуме. Правда, прячут его от посторонних глаз. Ну так что там у тебя «в рукаве»?
Иван собрал разбросанные по полу листы и опять стал расхаживать по комнате. Присесть, кроме кровати, было некуда. Единственный стул был занят Булаевым. Но это не беспокоило Оболенского.
– Аскетично у тебя тут, даже сесть негде, – заметил Сергей. – Попроси у завхоза кресло или диванчик. Вон у Ани даже трюмо есть.
– А ты откуда знаешь? – напрягся Оболенский.
– Заходил пару раз. По делу, – жёстко ответил Булаев, сразу отсекая ненужные вопросы.
– А-а…
– Хочешь, я с завхозом поговорю? Он мировой мужик.
– Да мне особо ничего и не надо. Как-то привык малым обходиться. Если что, можно в комнате отдыха расслабиться. Я сюда только спать прихожу.
– Ладно. Давай к делу. Что интересное нарыл?
– Пока ты штудировал эпос «Слава Царей», я почитывал исторические хроники и заметки путешественников. Есть ещё кое-что интересное. Почему я про Абу Салиха сказал? Он видел Ковчег в тринадцатом веке, и уже без херувимов. Но до этого реликвия покидала Аксум, и не раз. В Эфиопии, как и во всех странах, случались революции. Династия Менелика прерывала своё правление на триста лет – с десятого по тринадцатый век. В десятом веке к власти пришла некая Гудит , которая была вождём племени агав. Она сожгла много христианских храмов, в том числе и церковь Святой Марии Сионской. Уничтожила большое количество старинных рукописей, среди которых вполне могла быть «Кебра Негаст». Почему уничтожила? Потому что там как раз говорилось, что в Эфиопии по закону должны царствовать потомки Соломона. А она – пришлая. Кстати, Гудит исповедовала иудаизм. Думаю, она была бы не против заграбастать Ковчег. Возможно, тогда он ещё был с херувимами. В хрониках говорится, что христиане успели тайно вывезти реликвию.
– И чтобы Ковчег не нашли приспешники Гудит, христиане его распотрошили: херувимов отдельно, ящик отдельно. Так, по-твоему?
– Всё может быть. Кстати, и церковь Марии Сионской эта Гудит могла спалить в отместку за то, что не обнаружила там Ковчег.
– Железная логика, – саркастически усмехнулся Булаев. – Вилами по воде писано.
– Это возможное развитие событий, если мы предполагаем, что эфиопы владели Ковчегом. Есть ещё кое-что интересное. После Гудит пришла к власти династия Загве. Цари этой династии правили до 1270 года. Среди них был достаточно известный правитель Лалибэла .
– Знаю. Его именем назван город в Эфиопии. Любопытный, кстати, городок. Там церкви высечены в скалах. Странная архитектура.
Оболенский кивнул.
– Эти церкви датируются правлением Лалибэлы. Интересна история его жизни. Долгое время он жил в Иерусалиме. Больше двадцати лет. В 1185 году вернулся в свой родной город Роху, впоследствии названный в его честь Лалибэлой. Спрашивается: зачем вернулся? Сидел бы в Иерусалиме и в ус не дул. Ан нет. Возвратился, чтобы свергнуть своего сводного брата Харбая и самому встать у власти. Свою победу он ознаменовал переносом столицы из Аксума в Роху.
– И что? – не понял Сергей.
– Будучи в эмиграции, Лалибэла поддерживал дружеские отношения с тамплиерами, которые как раз в это время крепко обосновались в Иерусалиме и, по версии многих историков, что-то искали в Храмовой горе. Скорее всего, Ковчег Завета.
– Ну?
– Что «ну»? Не понимаешь? – удивился Иван. – Тамплиеры могли помочь Лалибэле прийти к власти в обмен на Ковчег.
– Смелая мысль.
– Вполне логичная. Двадцать с лишним лет человек спокойно жил, молился, не думая о перевороте. Лалибэла был, кстати, очень набожным христианином, его впоследствии прозвали «святым». И тут на тебе – власти захотел. Между прочим, в его планах было сделать из Рохи новый Иерусалим. Именно поэтому многие объекты в городе носят библейские имена: даже протекающую в городе реку называют Иорданом. Ещё очень любопытный факт: за два года до возвращения Лалибэлы в Эфиопию Саладин захватил Иерусалим и изгнал оттуда крестоносцев, а соответственно, и тамплиеров. Некоторые источники утверждают, что все христиане, включая эфиопских, бежали сначала на Кипр. Через два года Лалибэла захватил власть в Эфиопии – думаю, не без посторонней помощи. Есть упоминания, что с Лалибэлой прибыли «белые люди». Не тамплиеры ли? Кстати, есть версия, что тамплиеры в качестве архитекторов принимали участие в постройке этих шедевров в скалах. Учёные, изучая эти церкви, пришли к мнению, что некоторые декоративные детали носят явные признаки коптского влияния.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37