Странник. Первые главы

– Думаешь, Лалибэла им вот так взял и отдал Ковчег? – хмыкнул Булаев. – Тем более что он делал из своей столицы второй Иерусалим.

– Не знаю. Вполне возможно, тамплиеры могли его уговорить. Мол, Ковчег им нужен, чтобы освободить от мусульман Святой город. А потом они вернут его. Или что-то в этом роде. И потом, вот ещё над чем подумай: зачем Лалибэле строить второй Иерусалим и даже называть реку Иорданом? Он мог что-то своё, индивидуальное создать. Нет. Ему понадобилось копировать именно Иерусалим.

– Потому что в Эфиопии был Ковчег, – закончил мысль Булаев. – Ты намекаешь, что Лалибэла хотел повторить всё в точности так, как было в библейские времена? – Сергей задумчиво постучал пальцами по столу. – Как-то всё на одних догадках построено.

– А что? Вполне правдоподобные версии.

– Допустим, что всё случилось так, как ты говоришь. И что нам это даёт?

– Ну-у… мы пока выясняем, мог ли Ковчег вообще быть у эфиопов. И по всему выходит, что мог. Очень много косвенных фактов. Вот ещё один.

– Слушай, Вань, у тебя там что, «в рукаве» целый арсенал припасён? Может, достаточно?

– Это последний, – успокоил Оболенский. – Но важный момент. Мало ли как дело на месте обернётся. Ты должен быть в курсе.

Булаев обречённо махнул рукой:

– Ну, выкладывай. Только покороче. Спать уже охота. Мне до дома добираться целый час. Это вам хорошо – ехать никуда не надо.

– Хорошо – понятие относительное. Ладно, философию в сторону. К делу. Ты про эфиопских фалашей слышал?

– Нет. А кто это?

– В Эфиопии с незапамятных времён проживают евреи, так называемые фалаши. На данный момент их численность не так уж велика – около двадцати тысяч. А раньше, до пятнадцатого века, это была очень влиятельная этническая группа, со своими традициями и даже монархией. Они утверждают, что ведут своё происхождение чуть ли не от Соломона. Якобы Соломон наградил сыном не только царицу Савскую, но и её служанку. По другой версии, кстати, соответствующей «Кебра Негаст», фалаши считают себя потомками священников Израиля, тех, кто сопровождал Менелика с Ковчегом Завета, – Азарии и других. Конкретных доказательств этого нет. Но факт, что еврейская община в Эфиопии существовала издревле, не отрицается. Между прочим, царица Гудит как раз из фалашей.

– Эти фалаши чего, белокожие? Действительно похожи на евреев?

– Вообще-то, их называют «чёрные евреи». Внешне они почти не отличаются от коренных эфиопов, что можно списать на смешанные браки и последующую ассимиляцию. Весьма интересный факт – фалаши стараются держаться обособленно, их обряды схожи с обрядами, изложенными в книге Левит, и включают обрезание, следование запретам в пище, соблюдение   субботы. Религия их отличается архаичностью. Они приверженцы именно древних обычаев израильтян, давно забытых в современном Израиле.

– Ну и как давно они поселились в Эфиопии?

– Однозначного ответа нет. Только предположения. Сами-то фалаши утверждают, что со времён Соломона. Возможно, были какие-то письменные свидетельства, но многие документы утрачены. Аксум сжигали два раза – при Гудит и мусульманском полководце Ахмеде аль-Гази, прозванном Ахмедом Левшой. Впрочем, первые упоминания о фалашах относятся к концу девятого века и принадлежат еврейскому путешественнику Эльдаду га-Дани, который считал фалашей одним из десяти колен Израиля, коленом Дана, которое ушло в Куш (Эфиопию) и основало независимое царство. Случилось это, по его версии, во время правления сына Соломона Ровоама. Га-Дани ничего не говорит о Менелике и царице Савской.

– А что говорят современные историки?

– Здесь опять-таки нет однозначного мнения.  Большинство историков сходятся во мнении, что иудейская вера проникла в Эфиопию не раньше второго века нашей эры. Предположительно, где-то после семидесятого года евреи, бежавшие от римского преследования, основали крупную колонию в Йемене, а уже оттуда через Красное море переправились в Эфиопию. Но это только предположения. Причём тех, кто убеждён, что культурная цивилизация Эфиопии зародилась не раньше шестого века до нашей эры. Соответственно, по их версии, во времена Соломона в Эфиопии не могла появиться такая просвещённая фигура, как царица Савская.

Булаев задумчиво молчал, переваривая информацию. Иван заключил:

– По сути не так важно, когда евреи пришли в Эфиопию – до или после правления Соломона.  Важно другое – был ли при них Ковчег Завета. Унести его из Иерусалима евреи могли и во времена нашествия вавилонян, чтобы сохранить до лучших времён. Так или иначе, версий много. «Эфиопский след» слишком запутан, полон легенд и мистики. Отделить зёрна от плевел не так просто, если вообще возможно. Но дыма, как говорится, без огня не бывает.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37