Ниндзя. Секреты «искусства скрытности». Ига Уэно — город ниндзя

© Татьяна Семёнова, «Ниндзя. Секреты искусства скрытности»

Думаю, самое время написать об обучении детей искусству ниндзюцу, а потом продолжу про шпионские хитрости.

Обучение шло чуть ли не с колыбели. Для развития вестибулярного аппарата колыбель раскручивали в разные стороны. Когда ребёнок становился постарше, в ход шли и другие упражнения – раскачивание вниз головой, вращение в подвешенной люльке, хождение по канату и движущимся цилиндрам. Где-тот с полугода учили плавать.

К пяти годам ребёнок мог нырять на приличную глубину и надолго задерживать дыхание. Дальше его обучали плавать под водой, дыша через тростниковую трубочку. Чтобы маленький ниндзя мог видеть в темноте, его запирали в комнате и постепенно уменьшали интенсивность света до полной темноты. Развивали слух, обоняние и память. Учили бесшумно двигаться, как кошки, пружинящим шагом.

Упражнения для бесшумного шага состояли в следующем: зимой ниндзя ходили по льду в деревянных гэта. Это такие японские туфли-скамеечки. Ходили часами, чтобы отработать лёгкий шаг, не издавая при этом ни единого звука. Летом – по сухой траве в обычных кожаных башмаках. Было и ещё одно упражнение. В специально отведённых местах насыпали песок, клали на него рисовую бумагу, одевали мягкую обувь дзика-таби на толстой кожаной подошве и ходили так, чтобы не издать ни единого скрипа.

Интересна по своей «конструкции» японская обувь таби (с разделённым большим пальцем). Палец был отделён для того, чтобы в таких «носках» удобно было ходить и в традиционной обуви гэта. Дзика-таби, в которой ходили ниндзя был сделан из более плотного материала с прочной подошвой. Это была лёгкая обувь и в ней можно уже было ходить как в полноценной обуви. Дзика-таби так и переводится: таби, соприкасающаяся с землёй.

Японская обувь таби

 

Была ещё одна популярная обувь у японцев — гета. Ну очень странная. И жутко неудобная. Но как-то в ней ходили. Предвосхищу вопрос: зачем нужна была такая обувь? Её придумали японцы, чтобы в плохую погоду, не пачкая одежду, ходить по грязи, либо зимой по снегу. Под неё как раз и одевали таби. Позже гэта превратилась в традиционную обувь японцев, которую одевали, не взирая на погоду.

Гэта 

 

Ходили и в таких гэта

 

Ещё для тренировок ниндзя использовали так называемую «гэта демонов» — тэцу-гэта (железные гэта). Железные гэта скреплялись между собой цепью, чтобы ноги не разъезжались. В этих «железных колодках» ниндзя должен был пройти несколько километров. Можно себе представить, как потом он быстро бегал в своих традиционных кожаных таби.

тэцу-гэта (железные гэта)

 

Удивительное дело: что японцы, что китайцы были мастера придумывать странную неудобную обувь. Ну ладно, у японцев хоть был более менее адекватный мотив – распутица на дорогах, жалко одежду пачкать. Вот и придумали обувь-скамеечки. Практично, незамысловато и дёшево.  А китайцы изобрели дикую обувь для женщин исключительно из соображений сомнительной красоты. Уродовали ноги девочкам с малолетства, бинтовали их, поджимая большой палец, заставляли ходить в туфлях с длинной подошвы 7 сантиметров. Дикость какая-то. Называли такие ножки «золотой лотос». Об этом я писала  ЗДЕСЬ .

Где ещё чудили с обувью? Например, в Ливане. У них были почти такие же туфли-скамеечки, как у японцев, тоже деревянные, но только на ремешках, назывались «кабкабы». Такое название туфли получили благодаря звуку, издаваемому при ходьбе. Что интересно: когда девушка выходила замуж, ей изготавливали расшитые золотом и перламутром кабкабы, очень высокие. Невеста должна выделяться, быть на голову выше гостей. Высота таких башмачков иногда доходила до 60 сантиметров, если девушка была невысокого роста. Даже не представляю, как можно передвигаться в шестидесятисантиметровых кабкабах. Но ведь ходили! Японки, например, выработали шаркающе-семенящую походку исключительно благодаря своим гэта. Ливанки (мужчины, кстати, тоже ходили в такой обуви) похоже, тоже шаркали. Ну, танцевать, думаю, в таких колодках вряд ли было возможно.

Ливанские кабкабы

Мы-то, русские, всё удивляемся – как же неудобно было ходить в жёстких лаптях. А оказалось, что лапти что ни на есть самая удобная древняя обувь. В них и плясали, и работали, и бегали. : )

Про обувь, думаю, достаточно. А то так можно и про испанские чопинес вспомнить, и про европейскую моду с длинными узкими мысами, загнутыми вверх. Все чудили в древности. Но китайцы и японцы были круче всех. Сейчас, кстати, тоже некоторые дизайнеры чудят, но народ-то уже не очень поддаётся таким уловкам. Главное, чтобы было удобно.

Возвращаюсь к хитростям ниндзя. Если даже натренированный ниндзя понимал, что не сможет абсолютно бесшумно преодолеть опасное место, где звук хруста был неизбежен, например, мелкий гравий, сухие ветки или листья, то в ход шли обыкновенные сверчки. Да-да, не удивляйтесь. В кармане у шпиона на этот случай была припрятана коробочка со сверчками. Стрекотание этих насекомых маскировало издаваемые шорохи при ходьбе.

Что ещё входило в программу обучения. Для развития ловкости и цепкости рук делали специальные верёвочные лестницы, устанавливая их вертикально и горизонтально. Юные ниндзя учились быстро перебираться по этим лестницам и бесшумно прыгать с одной лестницы на другую. Отдельно обучали прыжкам. Умение высоко прыгать, перепрыгивать высокие и широкие препятствия считалось одним из главных навыков ниндзя.

Как правило, детей сначала обучали прыгать через колючие кусты. Это было очень хорошим стимулом не филонить, а прилагать усилия. Профессиональный ниндзя мог легко пройти по перекинутому над пропастью канату. Держать равновесия детей обучали с самого раннего возраста.

Сначала они учились ходить по широкому бревну, потом это бревно катили и ребёнок пытался удержаться на нём. Затем бревно поднимали на небольшую высоту. Ученик должен был пройти по нему туда и обратно. Со временем упражнение усложняли. Бревно слегка раскачивали, а дальше… Бревно становилось всё тоньше и подвешивалось всё выше. И в финале превращалось в канат. После таких тренировок ниндзя спокойно мог пройти по карнизу дома, перепрыгнуть через широкий овраг, залезть на любое дерево, взобраться на практически плоскую стену…

Когда мы ходили по городу в поисках интересностей, то наткнулись на детскую тренировочную школу. Там дети как раз ходили по тонкому крутящемуся бревну, перебирались, цепляясь ногами и руками, по длинной жерди туда-сюда, и ещё делали кучу упражнений. Нам тоже предложили приобщиться, но мы не рискнули.

Ниндзя были мастерами маскировки. Они могли превратиться в любой неживой объект. В программу обучения входило так называемое «искусство земли» (дотон-дзюцу). Это способ маскировки под любой живой и неживой природный объект. Ниндзя мог слиться с деревом или стать походим на дерево. Обычно этот метод использовался в сумерках или ночью, когда видны лишь очертания предметов.

Выслеживая жертву, ниндзя знал, как правильно стать спиной к лунному свету, какую позу принять, чтобы противник издалека принял его за дерево. Он мог появляться из ниоткуда и исчезать в никуда. Ниндзя в совершенстве владели искусством быть невидимыми. Им приписывали мистические свойства, будто бы они могли превращаться в духов-тэнгу, этаких лесных духов, способных летать и исчезать в одно мгновение. Но на самом деле – это долгие годы тренировки, как это ни банально звучит.

До наших дней дошла история о знаменитом ниндзя Тэндзо Хацисуку из провинции Ига, который служил знаменитому самураю Оде Нобунаге (о котором я уже упоминала и о котором ещё будет разговор). Нобунага, как и множество самураев тех времён, пользовались услугами ниндзя и достаточно активно. В период междоусобной войны все методы хороши. Держали их на службе не столько в качестве шпионов, сколько для более весомых дел – убийства соперника. Проникнуть в укреплённые замки подл силу было только ниндзя.

Ода Нобунага имел в своём штате порядка пяти самых опытных ниндзя. Тэндзо Хацисуку был одним из них. Как-то Нобунага поручил ему убить очень опасного соперника — Такэду Сингэна, крупного землевладельца и высокородного самурая, имевшего покровительство сёгуна. (Я уже писала о нём. Помните историю, когда Сингэн подослал своего ниндзю убить другого ниндзю, Момоти? История с куницами). Сингэн имел большое войско был превосходным полководцем, захватывал земли одну за другой и почти приблизился к владениям Нобунаги. Ещё опаснее стало, когда Сингэн разгромил союзников Нобунаги и уже готовился к войне с ним. Два величайших полководца Японии должны были встретиться лицом к лицу и выяснить, наконец, на поле битвы, кто из них лучший.

Памятник. Такэда Сингэн

 

Памятник. Ода Нобунага

Но прежде Нобунага решил использовать другой метод. Он послал ниндзя Тэндзо убить соперника. Тому удалось пробраться в укреплённый замок, даже  проникнуть в комнату Сингэна. Казалось, дело сделано. Ниндзя заколол спящего самурая. Но… как оказалось, это был двойник хозяина замка. Сам хозяин, видимо, предвидел покушение, у него тоже были шпионы-ниндзя, которые и донесли ему о готовящемся вероломстве. Ниндзя Тэндзо был обнаружен. Но ему удалось уйти от охраны, перебраться через крепостную стену и скрыться в близлежащем лесу. Но охрана Сингэна, среди которых были самые опытные самураи, шли по пятам беглеца. Вернее, скакали на лошадях.

Ниндзя хоть и бежал со скоростью ветра, но уйти от всадников было сверхтрудной задачей. Они почти настигли его на опушке леса. И тогда Тэндзо сделал то, что в минуту опасности должен был сделать любой ниндзя – применить «искусство земли», слиться с природой. Он замер в позе дерева спиной к луне. Он стоял, не шелохнувшись, и издали казалось, что это засохшее дерево. Самураи, несясь на полном скаку, даже не заметили стоящего ниндзя. Они были уверены, что убийца спрятался в кустарнике и разили мечами направо налево по всем встречным кустам.

Проносясь мимо Тэндзо, они даже задели его, порезав одежду. Но так и не распознали в странном силуэте врага. Не обнаружив ниндзя, они вернулись в замок за подмогой, чтобы прочесать весь лес. Тэндзо, не теряя времени, укрылся в норе, которую вырыл накануне на случай опасности. Сверху нору прикрыл дёрном. Самураи так и не обнаружили злоумышленника и ушли ни с чем.

Вот такая история сохранилась в древних летописях. Согласитесь, очень странно – не заметить человека рядом с собой, проехать мимо? Но на то ниндзя и тренировались годами, чтобы уметь быть невидимыми и неслышимыми для противника.

Убить Сингэна в этот раз не удалось, но в конечном итоге полководец-самурай погиб не собственной смертью. Детали этого убийства история умалчивает, вернее, есть разные версии, но многие не сомневаются, что это сделал наёмный ниндзя. Он умер в 1573 году в возрасте пятидесяти двух лет на пике своего могущества, двигаясь по пути объединения страны под своими знамёнами. Многие историки полагают, что, останься он жив, Ода Нобунага никогда бы не пришёл к власти. Девять лет спустя Ода Нобунага уничтожил наследников Сингэна и захватил его владения.

Такие мощные крепостные стены строили в средневековой Японии: головокружительной высоты, с широким рвом у подножья, наполненным водой. Нужно было поистине фантастическое умение, чтобы проникнуть в замок, преодолеть ров и взобраться на стену

 

 

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *