Часть 2. Хива. История, застывшая в камне

© Татьяна Семёнова. Текст является объектом авторского права. Использование материалов только с согласия автора

ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало — ЗДЕСЬ

Древний китайский философ Сюнь-цзы, живший в эпоху знаменитого императора Шихуанди, говорил своим ученикам:

«Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учёности».

Я хоть и не философ, но добавила бы: не сохранив памятники зодчества, не узнаешь летопись человечества.

Да, памятники древности – это наша история, застывшая в камне. За каждым фасадом, порой облупившимся или поблекшим от времени, скрывается легенда, дух ушедшей эпохи. Вот она история, перед тобой – год за годом, век за веком…

А стёр или уничтожил – и нет истории. Так, пришедшие на территорию Средней Азии арабы-завоеватели, безвозвратно уничтожили памятники зороастрийской культуры. Тактика «выжженой земли» работает безотказно…

Даже великий хорезмийский учёный Аль Бируни (X-XI век) при написании своего труда о летоисчислении древних народов, не смог добыть никакой информации, хотя с арабских завоеваний прошло не так много времени. С сожалением он написал:

«И всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком, и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории до времени пришествия к ним ислама».

Я уже писала об арабских завоеваниях  Средней Азии и раскопках , начавшихся в советское время, в пустыни Кызылкум, где под слоем песка были найдены чудом сохранившиеся элементы фресок и мозаики древних хорезмийских городов.

Так же как и по всей Средней Азии в Хиве мы не увидим следов древней зороастрийской цивилизации. Мы можем только представить древнейший город в своём воображении, прочитав труды Геродота, когда Хорезм входил в 16 сатрапию Персидской империи.

Древнюю Хиву завоёвывали и во времена ислама. По землям Хорезма огнём и мечом прошёлся и Чингисхан, и Тамерлан. После орд Чингисхана Хива почти вымерла. Но прошло несколько десятков лет и город снова стал заселяться и отстраиваться.

Ещё до XVIII века в Хиве сохранялись отдельные древнейшие постройки, но за ними особенно не ухаживали. Памятники  архитектуры ветшали и осыпались.

В середине XIX века Мухаммад Амин-ханом (правил 1845-1855 гг.) была затеяна большая перестройка города. Обветшалые здания сносились, на их месте выстраивались новые мечети, дворцы, медресе. Последующие правители продолжили перестраивать Хиву.

Именно поэтому в Ичан-Кале (древней Хиве) здания в основном датируются, начиная с XVIII века, хотя есть несколько древнейших архитектурных памятников. Об этом я писала – здесь .

Прежде чем войти в Ичан-Калу, любопытный путешественник сразу обратит внимание на необычную конструкцию крепостных стен с наклонными цоколями у подножья стены – весьма умелое изобретение. Во-первых, при нападении на город, очень сложно установить на таком наклоне стенобитную машину. Во-вторых, при атаке нападающих видно как на ладони, фактически исчезает «мёртвое» пространство возле самой стены. Об устройстве крепостных стен я уже подробно рассказала , а так же о том, как делался саманный кирпич, о тонкостях реставрации и о многом другом.

 

Пожалуй, самое странное и самое заметное строение в Ичан-Кале – это минарет Кальта-Минор.

Минарет Кальта-Минор ▼

 

 

 

 

 

Минарет Кальта-Минор местные жители в шутку называют ТЭЦ. Только не думайте, что так было задумано архитектором или правившим в то время в Хиве Мухаммед Амин-ханом. Этому минарету была уготована великая судьба. Вот только грандиозным планам правителя Хивы не суждено было сбыться.

Амин-ханом (годы правления 1845-1855) был задуман целый комплекс зданий. Строительство началось в 1851 году. Помимо минарета Кальта-Минор, Амин-хан начал строительство медресе, который получил его имя. Так же в планы входило оформление площади перед комплексом.

 

Минарет Кальта-Минор, справа от него медресе Амин-хана ▼

 

Мостик-переход из Минарета Кальта-Минор в медресе Амин-хана ▼

 

Воплотил ли в жизнь хан задумку насчёт площади перед комплексом сказать трудно. Если посмотреть на старые фотографии, то начинают терзать смутные сомнения.

Из архива старых фотографий. Ичан-Кала, 1873 год (прошло двадцать лет после начала строительства, не так много) ▼

 

Из архива старых фотографий. Минарет Кальта-Минор, 1889 год (справа от него медресе Амин-хана) ▼

 

Строительство медресе шло почти четыре года и завершилось в 1854 году. На тот момент оно считалось самым большим медресе в Хорезме. В нём одновременно училось 260 студентов.

На главном портале Амин-хан повелел написать (эта надпись сохранилась до нашего времени): «Это прекрасное сооружение вечно будет стоять на радость потомкам».

 

Вход в медресе Амин-хана ▼

 

Главный портал, украшен майоликой и узорами из цветного кирпича. Наверху арабской вязью надпись, о которой я писала выше ▼

 

Медресе Амин-хана представляет из себя замкнутое квадратное здание в два этажа с внутренним двором. Медресе имеет множество жилых комнат для студентов, несколько учебных помещений, зимнюю и летнюю мечеть и конечно библиотеку. Во времена Амин-хана здесь размещалась канцелярия Высшего Мусульманского двора.

Внутренний двор медресе Амин-хана ▼

 

 

Каждый правитель, без сомнения, хочет себя увековечить пусть не в ратных подвигах, но хотя бы в грандиозных постройках, названных, естественно своим именем. С медресе у Амин-хана это получилось. А вот с минаретом… Хотя, пусть он и не стал самым высоким в Средней Азии, зато стал самым необычным. И название ему дали вопреки задумке – Кальта-Минор, что значит «короткий минарет». Особенность его ещё и в том, что он полностью покрыт глазурованной плиткой и майоликой, а это очень недешёвое оформление. Можно себе представить насколько бы опустела ханская казна, если бы минарет достиг задуманной высоты в 80 метров.

А теперь цифры. Диаметр минарета уходит под землю на глубину 15 метров. Основание – 14,2 метра. Расчёт прочности был таков, что в высоту он должен был достигать, как я уже говорила, 80 метров. По задумке этот минарет должен был превосходить минарет Калян в Бухаре, высота которого составляла 46 метров, и самый высокий минарет того времени Кутуб-Минар (73 метра) в индийской столице Дели. Насчёт Бухары было понятно – давнее соперничество двух городов. А вот соревноваться с Дели – это уже показатель непомерной амбициозности. Но с другой стороны, почему бы и нет? Великий Тимур тоже начинал с низов, а какую державу построил?

Однако строительство остановилось на высоте 29 метров. И остановилось по причине смерти Амин-хана. Он был убит в 1855 году во время очередной войны с туркменскими кочевниками. Возникает вопрос: почему строительство не было продолжено его сыном, следующим ханом? Вот, например, самый высокий минарет в Дели, строили с перерывами три правителя.

Есть несколько версий на эту тему. Главная и самая реалистичная, на мой взгляд, связана с политическими событиями. В это  период времени велась ожесточённая борьба с туркменскими племенами, тоже претендующими на Хивинское ханство. Узбекской династии кунгратов пришлось огнём и мечом укреплять свою власть. Амин-хан погиб в этой войне. Его сыну посидеть на троне удалось только шесть месяцев. Он так же был убит в бою с кочевыми племенами.

И следующего правителя ждала не менее печальная участь, царствовал он всего несколько месяцев, правда, его убили не на войне, а  в результате покушения, но след вёл опять-таки к кочевникам. Только его брату Саид Мухаммад-хану, взошедшему на престол в 1856 году, удалось отогнать туркменов и укрепить границы Хивинского ханства. Правил он девять лет (с 1856 по 1864 г.) весьма успешно и передал трон сыну Мухаммад Рахим-хану II , о котором я уже подробно писала.

Очевидно, что Саид Мухаммад-хан бросил все силы на установления порядка и борьбу с туркменами. До минарета ли ему было? К тому же мастера, строившего минарет, скорее всего уже в Хиве не было. И тут я перехожу ко второй версии, весьма интригующей и детективно-захватывающей.

Рассказывают, что эмир Бухары, узнав о строительстве столь грандиозного минарета, очень сильно опечалился. Разве он мог допустить, чтобы Хива в чём-то превзошла Бухару. Эмир тайно послал людей в Хиву, дав им задание переманить мастера. Если же это не удастся, то склонить архитектора к тому, чтобы по окончании работы, тот возвёл бы в Бухаре подобный минарет. Об этом узнал Амин-хан и, посоветовавшись с министрами, решил казнить мастера, как только он завершит строительство. Это решение дошло до ушей архитектора, и тот сбежал, оставив минарет незаконченным.

Другие настаивают, что это не конец истории. Мастера будто бы поймали и по приказу хана сбросили с верха недостроенного минарета. Так или иначе, но Кальта-Минор так и остался незавершённым. Любопытно, но и имя архитектора канула в лету. Почему любопытно? Обычно мастера оставляли свои имена на созданных архитектурных строениях. Причём закладывали камень с именем в самом начале строительства.

 

Страницы: 1 2 3 4 5