Колодец времени. Первые главы
Глава 3
УДИВИТЕЛЬНАЯ НАХОДКА
388 год. Египет, город Александрия
Ушли в прошлое времена, когда Римская империя имела на вооружении сотни огромных трирем[1], когда императоры и состоятельные люди могли позволить себе комфортные морские путешествия. Марку Плацию пришлось плыть от Брундизия до Александрии на торговом судне из Сидона, явно нуждавшемся в ремонте, а ещё лучше – в хорошем костре. Тем не менее моряки оказались потомками умелых финикийцев, дело своё знали, на ходу чинили паруса, конопатили щели.
Неприятности начались только в самом конце пути. Близилась ночь. С африканского берега пришла сухая песчаная туча. Поднялся сильный ветер, волны грозили перевернуть судёнышко. Марк Плаций зубами держал плащ, чтобы не унесло, и двумя руками хватался за какую-то верёвку, свисавшую с оснастки. Он принялся молиться Спасителю, Небесному Царю, Единосущной Троице. А потом на всякий случай помолился отменённому уже Нептуну, пообещав тайно принести ему в жертву гуся.
И тогда в почерневшем небе вдруг зажглась звезда. Она неподвижно стояла невысоко над землёй, символизируя берег, порт, спасение.
– Фарос! Фарос! – послышались радостные крики матросов.
Это словно бы он, искусственный огонь, и свет его, усиленный вогнутыми зеркалами, разогнал тучи и усмирил ветер. Впереди, в вечернем небе, во всём великолепии сиял Фаросский маяк, стосорокаметровая башня на плоском песчаном островке, прикрывающем вход в бухту великой Александрии.
Марку Плацию подумалось, что этот священный огонь зажёг Александр Македонский шестьсот лет назад и с тех пор он не гаснет, созывая народы на пир единой эллинско-восточной культуры. А вот когда он угаснет… Когда он всё-таки угаснет, народы разбредутся во тьме. Или их удержит это? Плаций коснулся крестика на груди. Может, единение в постоянном ожидании общей погибели сплачивает сильнее идей греческих философов, сильнее законов римской бюрократии?
Хотя вовсе и не Александр Македонский зажёг этот огонь. Фаросский маяк построили после его смерти. Да и труды греческих философов… Кому они нужны, когда порой на престоле сидят и государствами управляют неграмотные…
Ступив на берег Александрии, Марк Плаций сразу окунулся в дивный мир эллинической культуры. Здесь всё ещё «пахло» стариной – философы разглагольствовали на улицах, учёные мужи неспешно беседовали на парапетах языческих храмов. Даже варвары выглядели не так жутко, как в столице. Удивительно! Александрия казалась городом вне Римской империи, сюда будто и не дотянулась рука всесильного императора, карающая всё нехристианское.
Римлянин с радостью шёл по широким улицам Александрии пешком, не нанимая носилок, останавливался послушать философов. Разве теперь их встретишь в Риме? Все философы объявлены неблагонадёжными, особенно астрономы и математики. Но самым волнующим было посещение библиотеки Серапеума.
Марк Плаций разворачивал папирусные свитки, листал кодексы[2], написанные на папирусе, пергаменте, вощёных дощечках и даже на завезённой из далёкого Китая бумаге. Эта радость заставила его забыть о своей государственной службе. Выполнив поручения августа в Александрии, он давно уже должен был держать путь в Константинополь, чтобы предстать перед Феодосием.
Каждый раз, вспоминая о высшем начальстве, Марк переставал радоваться и начинал тревожиться. Не из-за своего опоздания, нет. А из-за того, что сам вручил императорскому наместнику в Египте несколько указов Феодосия. В том числе о запрете язычникам приносить жертвы публично во все дни, кроме храмовых праздников. О запрете массовых шествий с изображениями языческих богов. О запрете использования ладана везде, кроме христианских храмов. Дополнительный указ о запрете деятельности гадателей, астрологов, астрономов и математиков, ведь никто не может знать будущего – оно в руках Господних. Но математики не предсказывают будущее! Зато христианские епископы – вот истинные предсказатели! Но, видно, на них этот закон не распространялся. Епископы, пресвитеры и другие отцы церкви здесь, в Александрии, вовсю трубят, что пришествие Антихриста состоится через два года. А за ним, в положенный срок, и Второе пришествие Христа. Всё по Писанию. Хотя писалось оно совсем не для прогнозов скорого конца света.
_________________________________
[1] Судно с тремя рядами вёсел, обычно военное.
[2] Книга в привычной нам форме называется кодекс.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31