Колодец времени. Первые главы

Поэтому Марк Плаций торопился читать, сидя в мраморной прохладе читального зала. Может статься, что скоро ничего этого не будет – ни трудов философов, ни трудов математиков… Ни-че-го! Сначала запрет жертвоприношений, а потом и сожжение храма. Одно вытекает из другого. А ведь он сидел в библиотеке, находящейся как раз в храме бога Сераписа[1], точнее, в целом храмовом комплексе – Серапеуме. Стоит оторваться от рукописей, и взгляд упирается в двухметровую мраморную статую бога в греческом хитоне, с корзиной, полной плодов.

Служители библиотеки приносили и приносили Плацию то, что он выбирал по каталогу. Сначала он изучал то, что запланировал: труды Гераклита, Герона, Страбона. А потом уже читал – жадно, много – те редкости на греческом и латыни, что хранились здесь и переписывались только для Александрийской библиотеки. И сколько же тут было всего!

Надо сказать, что в своё время библиотека при Серапеуме являлась второй по величине в Александрии после библиотеки при Мусейоне , располагавшейся в центральной части города. На долю библиотеки Мусейона[2] выпало немало несчастий. Сначала она пострадала при Юлии Цезаре, когда тот сжёг полгорода[3], чтобы утвердить на троне в Александрии Клеопатру, потом при римском императоре Каракалле, который в 216 году отдал Александрию на разграбление своим солдатам, и затем, спустя шестьдесят лет, во время смут при Аврелиане, когда главные здания Мусейона были разрушены. Оставшиеся книги перенесли в библиотеку Серапеума, ставшую с тех пор главным кладезем мудрости Александрии.

Да, Египет всегда привлекал знаниями. А ещё чудесами. Необычная, загадочная страна! Многие путешественники ехали сюда именно за чудесами. Огромные пирамиды на левом берегу Нила и загадочный Сфинкс. Заброшенные, но пока ещё действующие храмы древних египетских и эллинистических богов. Гигантский маяк в Александрии.

Некоторые из чудес, помельче, видел и Марк Плаций. При входе в главный храм Сераписа уже триста пятьдесят лет (!) действовал механизм изобретателя Герона. В щель одной из колонн можно было опустить медную монетку, и после этого из крана, находящегося чуть ниже, начинала литься струйка воды для ритуального омовения лица и рук. Говорили, что раньше здесь сами собой открывались двери, вспыхивали факелы для освещения и даже иногда слышались пророчества самого Сераписа, произносимые таким громким голосом, как если бы закричала целая когорта солдат. И это всё тоже придумал Герон. Только теперь этого нет. Теперь, глядишь, благочестивый константинопольский император Феодосий вообще велит стереть храм Сераписа и весь Серапеум с лица земли.

Однако чудеса чудесами, но то, что нашёл Марк Плаций в библиотеке, не шло ни в какое сравнение с механическими фокусами Герона…

А нашёл он древнюю рукопись некоего Евлогия из Киренаики, который работал в библиотеке около ста лет назад и занимался переводами древнеегипетских папирусов. И было в этой рукописи такое, что Марк Плаций чуть не потерял дар речи. Не мешкая, он потребовал у служителя несколько чистых листов папируса, перо и чернила. Это непременно нужно было скопировать для себя, потому что это было настоящее чудо. Но только для хорошо образованных и понимающих.

И он принялся переписывать.

______________________________

[1] Серапис – синкретическое эллинистическое божество, придуманное в Египте, в III веке до н.э., во время правления Птолемея I, египтянином Манефоном и греком Тимофеем для сближения египтян и греков. Серапис объединял в себе черты египетских богов (Осириса, Аписа, Имхотепа) и богов греческих – Зевса, Посейдона, Аида и Аполлона. Считался богом плодородия, солнца, загробного мира, моря и врачевания.

[2] Мусейон – храм, или святилище муз, один из главных научных и культурных центров античного мира. Основан в Александрии в начале III в. до н. э., при первых Птолемеях, по инициативе ученика Аристотеля Деметрия Фалерского. В Мусейоне жили и работали учёные многих областей знаний, такие как математики Архимед, Евклид, Эратосфен; астрономы Аристарх Самосский, К. Птолемей, философы Филон и Плотин, поэты Каллимах и Феокрит и др. В 272-273 гг. при императоре Аврелиане Александрийский Мусейон был разрушен.

[3] Некоторые источники утверждают, что утраты библиотеки частично восстановил в угоду Клеопатре Марк Антоний, просто перевезя сюда большую часть Пергамской библиотеки. Но насколько это правда – достоверно не известно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31