Охотники за птеродактилями

© Татьяна Семёнова. «Охотники за птеродактилями».

⬅ предыдущая страница

Итак. Начнём с самого начала. О пойманном в Тумстоуне «птеродактиле» впервые заговорили в 1930 году, спустя сорок лет после опубликованной статьи в газете «Надгробная эпитафия». Тогда вышла книга Горация Белла «На старом западном побережье». К тому времени Белл уже умер (в 1918 году), это было посмертное издание.

  • Гораций Белл (11 декабря 1830 — 29 июня 1918). Он был весьма разносторонней личностью. Неугомонный исследователь, искатель правды, борец со справедливостью. Одно время был рейнджером в Лос-Анджелесе, потом военным, юристом, журналистом и, наконец, издателем газет, а также автором двух книг по истории Южной Калифорнии.
  • В 20 лет приехал в Калифорнию в период золотой лихорадки, но успешным добытчиком золота не стал. С 1882 по 1888 год Гораций Белл владел газетой «Дикобраз» и был её редактором. Эту газету он создавал для борьбы с коррупцией в муниципальных образованиях. Как юрист и редактор он защищал калифорнийцев и бедняков. Он много ездил по штатам, вёл дневник, в итоге его наблюдения вылились в достаточно увесистые тома.

Книга «На старом западном побережье» (1930)

 

«На старом западном побережье» – книга мемуаров о южных штатах 19 века, в основном о Калифорнии. Весьма любопытное издание. Мемуары и дневники всегда интересно читать, потому что это истории, рассказанные из первых рук, очевидцами. Так вот. В этой книге есть рассказа о Тумстоуне (штат Аризона) и пойманном там птеродактиле. Полностью приведена заметка из «Надгробной эпитафии».

Без сомнения, Гораций Белл держал в руках экземпляр газеты от 26 апреля 1890 года и, возможно, даже сам пытался найти прямых очевидцев событий. А может быть, нашёл. Увы, когда книга вышла, уже невозможно было расспросить писателя о подробностях. Но что любопытно. Белл ни единым словом не упоминал о фотографии.

После выхода книги поднялась шумиха. Но как-то быстро стихла, поскольку исследователям не за что было зацепиться. Они добросовестно поехали в Тумстоун, но не смогли найти в архивах издательства «Надгробная эпитафия» финал этой истории.  Не смогли найти и очевидцев. Город почти обезлюдел к тому времени, серебряные рудники закрылись. И имена участников событий были неизвестны. Ни о каких фотографиях тогда никто не говорил.

Интерес исследователей быстро сошёл на нет. Но через тридцать три года после выхода книги Белла, в 1963 году, «дело о пойманном птеродактиле» получило новый виток популярности. Вот тогда-то и начали говорить, что будто бы существовала фотография птеранодона и охотников, которые его подстрелили.

Первым, кто вытащил заново эту историю нас свет был писатель Джек Перл. В майском номере журнала «Saga magazine» от 1963 года он написал об убитом в Тумстоуне птеродактиле, ссылаясь опять-таки на статью в «Надгробной эпитафии» и заявил, что фотография к статье была. И что на снимке изображена птица, прибитая к стене сарая. Её будто бы привезли на фургоне с места, где её подстрелили.

Значит, если верить Джеку Перлу, продолжение этой истории всё-таки было? Но зачем птеранодона прибили к стене? Ладно, вопрос риторический.

А закончил писатель статью так:

«Перед птицей выстроились шесть взрослых мужчин, раскинув руки. Размер существа составлял около 36 футов (10,97 м) от кончика крыла до кончика крыла».

Уже гораздо меньше, чем изначально описано в «Надгробной эпитафии». Всего 10, 97 метров против 48, 77 метра.

Вслед за Перлом стали появляться заявления журналистов, писателей и простых людей, где они утверждали будто бы лично видели фотографию в журнале или газете.

В сентябрьском выпуске журнала «FATE» (Судьба) за 1963 год корреспондент журнала Г. М. Кранмер заявил, что тумстоуновская история совершенно точно была подтверждена фотографией. Снимок с птеродактилем был опубликован во многих газетах Америки. Он сам его видел.

«Точно видел! Фотография была! Я могу описать её. Птица с раскрытыми крыльями. Рядом стоят рейнджеры» – с полной уверенностью говорил журналист.

Правда, уточнить дату изданий и название газет, где была напечатана фотография, Кранмер не смог. Поскольку видел эту фотографию в детстве, лет двадцать назад, а может, ещё раньше.

Журнал «FATE» был очень популярен в Америке, писал о необычных событиях и странных явлениях, начиная с даты своего основания – 1948 года и целых пятьдесят лет подряд. Журнал-долгожитель. В журнале писали не только о летающих тарелках, но и о Бермудском треугольнике, криптозоологии, альтернативной медицине, призраках, жизни после смерти и о многом другом. Поэтому, учитывая популярность журнала, неудивительно, что статья Кранмера разлетелась как горячие пирожки.

 

Тогда люди не были так скептически настроены к паранормальному и верили во многие удивительные вещи. И вообще, темы о сверхъестественном были очень популярны. Можно себе представить, как народ взбаламутила история о живом доисторическом птеродактиле, вымершем 65 миллионов лет назад, но появившемся в нашем времени. Были даже предположения, что птеродактиль мог попасть во временную дыру и перенестись из прошлого в будущее. Тогда модна была тема об инопланетянах и перемещениях во времени и пространстве. Вспомнить хотя бы Розуэлльский инцидент с пришельцами.

И ещё, что важно. Все великие писатели-фантасты как раз трудились в этот период. Их книги были мегапопулярны. «И грянул гром» Рэя Брэдбери в том числе (впервые опубликована в 1952 году).  Тогда творили великие фантасты Роберт Хайнлайн, Станислав Лем, Клиффорд Саймак, Айзек Азимов,  Энтони Бёрджесс, Роджер Желязны, Роберт Шекли, Артур Кларк… Золотой век научной фантастики.

Иллюстрация: Елена Лейси

 

Наивности людей начала двадцатого века можно было удивиться хотя бы по одному эпизоду. Когда в 1938 году в эфире радио CBS вышла постановка романа Герберта Уэлса «Война миров», радиослушатели приняли спектакль за реальный новостной репортаж. Более миллиона жителей северо-востока США поверили в нападение марсиан и в панике бросились покидать свои дома. На дороге выстроилась дикая пробка из машин. Радиовещателям после пришлось оправдываться, их чуть не засудили.

На следующий день в ведущих газетах Америки вышли статьи об этом происшествии, где ругали радиопостановщиков за правдоподобный спектакль, 1938 г.

 

Кадр из фильма «The War of the Worlds» («Война миров» по роману Герберта Уэлса), сериал, 2019 г. ▼

 

Понятно почему только через семьдесят лет, в 60-е годы вдруг всплыла тумстоуновская история и стала активно раскручиваться. Можно добавить и ещё одну интересную деталь. В данном случае всё имеет значение.

В 1960 году в американский прокат вышел художественный фильм «Затерянный мир» режиссёра Ирвина Аллена по мотивам одноимённого романа Артура Конана Дойла. Фильм имел оглушительный успех. В том же году вышел художественный фильм «Машина времени», поставленный режиссёром Джорджем Палом по мотивам романа Герберта Уэллса. Джин Уоррен и Тим Баар получили премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.

В 60-е годы выходило огромное количество фантастических фильмов и даже сериалов. Да, золотой век фантастики перетёк в кинематограф.

Иллюстрация к книге Артура Конан Дойля «Затерянный мир»

 

Первый фильм по книге Жюля Верна «Путешествие на луну» вышел ещё в 1902 году. Но в конце 50-х и в 60-е годы выходило по нескольку фильмов в год по произведениям автора

 

Можно вспомнить и нашумевший в то время фильм «Долина Гванги» (The Valley of Gwangi, 1969). Сюжет: в Мексиканской пустыне, окружённой неприступными горами, ковбои во главе с Таком Кирби обнаруживают долину, населённую доисторическими животными. Под руководством палеонтолога, профессора Хораса Бромли, они решают поймать аллозавра по имени Гванги, чтобы показывать его в цирке, но во время представления храброму ящеру удаётся убежать. Кстати, фильм является ремейком утерянной картины Уилиса О’Байна «Долина туманов».

 

Кадры из фильма «Долина Гванги». Там тоже есть птеранодон. Красавец, правда? : )

 

 

Развитие палеонтологии вкупе с увлечением фантастикой не могли не всколыхнуть публику историей с тумстоуновским птеродактилем. Многие хотели быть причастными к фантастическим событиям. Не только журналист Кранмер клялся, что много лет назад видел фотографию с охотниками и птицей-монстром, но и известный зоолог, а также исследователь паранормального Айвен Сандерсон вспомнил, что в своё время держал копию фотографии в руках. На вопрос: куда снимок делся после, Сандерсон ответил, что одолжил двум сотрудникам, которые его потеряли.  далее →

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *