Тени прошлого. Тайный мир Вечности

© Татьяна Семёнова. «Тени прошлого. Тайный мир Вечности»

 

Приехав в Самарканд, мы первым делом отправились в Гур-эмир, к гробнице Тимура. По сравнению со склепом в Шахрисабзе самаркандский мавзолей выглядел помпезно. Разговаривать там нельзя. Вокруг стоит какая-то звенящая тишина. Люди сюда приходят, чтобы прикоснуться к истории. Трудно сказать, что человек чувствует в таком месте, но определённо энергетика здесь присутствует. Говорят, что долго стоять здесь в одиночестве не следует. Некоторые слышат голоса и звуки. Кто-то слышал пение птиц…

Чёрная надгробная плита гробницы Тимура кажется достаточно скромной среди надгробных плит родственников Тимура. Но она выделяется. Чёрный нефрит – редкий камень.

В Гур-Эмире находятся могилы самого Тимура, его сыновей Шахруха (умер в 1447 году в Герате) и Миран-шаха (убит 21 апреля 1408 года в окрестностях Тебриза), внуков — Улугбека (1394-1449) и Мухаммад Султана, а также двух тимуридов и учителя и наставника Тимура Сейида Береке. Учитель полководца был перезахоронен сюда по воле младшего сына Шахруха. Именно Сейид Береке вручил Тимуру символы власти: барабан и знамя, когда он пришёл к власти в 1370 году. И предсказал эмиру великое будущее. Несмотря на возраст, здоровье и болезни сейид всегда сопровождал полководца в его больших походах.

 

Мавзолей Гур-Эмир  

 

 

 

 

 

 

 

Усыпальница Тимура.  Надгробный саркофаг из чёрного нефрита

 

 

 

 

 

Улугбек для надгробия Тимура привёз в Самарканд огромный кусок чёрного нефрита в качестве трофея из провинции Хотан, что в Китае. Говорили, что высечен камень из гор Куньлуня. Азиаты считали, что эта гора – место слияния неба и земли. На самой вершине Куньлуня днём пряталась луна, а ночью — Солнце. Там располагалась нижняя столица небесного правителя Шан-ди, в которой были висячие сады, нефритовый пруд и нефритовый источник.

Из чёрного нефрита сделали надгробие и высекли по-арабски генеалогию Тамерлана. Ходила легенда, что позже, когда персидский царь Надир-шах покорил Среднюю Азию, ему в подарок привезли нефритовую надгробную плиту с могилы Тимура, которую он использовал в качестве ступени перед троном. После этого в Иране случилось землетрясение, а самого шаха стали преследовать болезни. Надир-шах решил вернуть плиту на место, но при перевозке она раскололась. Легенда мне не кажется правдоподобной, поскольку Надир-шах почитал Тимура, даже собирался выдать своего сына за индийскую принцессу из рода Тимуридов (индийская династия Моголов). Тем не менее, камень расколот пополам, по какой причине так и осталось неясно.

 

В главном зале усыпальницы только верхняя часть гробниц, так сказать, парадная. Основная часть, где покоится тело усопшего, уходит в глубину, в подвал. Там, внизу, гробницы не имеют украшений, но сделаны очень надёжно и почти все содержат внутри несколько саркофагов.

Например, во время раскопок гробницы Тимура под нефритовой плитой был обнаружен толстый слой алебастра, а под ним были найдены ещё пять уложенных рядом каменных плит. В мраморном саркофаге лежал деревянный гроб, а сверху виднелись остатки плотной материи, расшитой золотыми и серебряными нитями.

После посещения Гур-Эмир мы отправились некрополь Шахи-Зинда, где находится могила святого Кусама. Именно его тень по предположению местных шахрисабцев мы видели гробнице Тимура.

Шахи-Зинда переводится как «Живой царь». Рядом с усыпальницей святого построено много мавзолеев. Чем ближе стоит усыпальница к святому, тем почётнее.

Шахи-Зинда – место очень тихое и красивое. Сюда, к могиле святого, идут и идут мусульмане, совершая малый хадж. Это место так сильно намолено за многие века, что обязательно здесь должны случаться чудеса.

 

Комплекс Шахи-Зинда. Самарканд

 

 

 

 

Усыпальница сестры Тимура – Туркон око и её дочери – Шоди Мульк око (1372 г.)

 

 

 

В моей книге «Тамерлан. Копьё Судьбы»  есть несколько эпизодов, когда Тимур обращается за советом к духу святого старца Кусама, стоя у его могилы. Несмотря на то, что книга является по сути биографией Тамерлана и основана на многочисленных источниках (арабские средневековые тексты, а также современные исследования историков), это не скучная монография, книга написана в жанре художественной литературы. Я постаралась сделать сюжет ярким и интересным, чтобы увлечь читателя в удивительный средневековый мир Востока, с его тайнами и загадками. И конечно, я не могла обойти стороной легенды и предания. Им пронизан весь Восток. Почитаемый святой Кусам ибн Аббас в этих преданиях занимает одно из главных мест.

Отрывок из книги «Тамерлан. Копьё Судьбы»:

«…Шахрух выехал из центральных ворот города и отправился в Шахи-Зинда – старинный некрополь, что находился к северу от Самарканда на восточном склоне возвышенности Афрасиаб. Он хотел поклониться могиле святого Кусама Ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда, умершего здесь на заре становления ислама… Место, где пролилась кровь Кусама, было священным. Даже язычник Чингисхан, полностью разрушив старый Самарканд и окрестности, не тронул могилы старца. Тимур же построил в честь проповедника поминальную мечеть и украсил её цветными изразцами. Для него это было не просто местом захоронения святого – здесь он находил ответы на свои вопросы, сюда приходил в дни радости и в дни печали, отправляясь в поход и принимая важное решение.

Подъезжая, Тимур всегда оставлял охрану на почтительном расстоянии и в одиночестве поднимался по ступеням к заветной могиле. Подолгу – бывало, по нескольку часов – стоял он, задумчивый и отрешённый, глядя в одну точку. Многие думали, что именно Кусам благословляет Тимура на ратные подвиги, делает его неуязвимым для врагов. И ещё рассказывали такую историю.

Однажды ранним утром, только забрезжил рассвет, повелитель вдруг приказал седлать коня.

– Я еду в Шахи-Зинда, – бросил он своим нукерам.

Они удивились, почему так рано, но сказать ничего не посмели. Приказ повелителя – закон.

Когда прибыли на место, воины, как обычно, остановились вдалеке. Им пришлось напрягать глаза, чтобы держать эмира в поле зрения: туман в тот день был на редкость густым. И всё же они увидели… Сквозь дымную пелену вдруг явно проступила фигура старца. Она была как будто бестелесной. Воины хотели броситься к эмиру, но какая-то сила помешала им сдвинуться с места. Старец подошёл к Тимуру и что-то сказал. Затем снял собственную голову с плеч и с ней скрылся через узкую щель в близлежащей пещере. Тимур простоял у того места ещё немного и вернулся к своим нукерам как ни в чём не бывало. Наваждение это было или нет? Но главное – каждый хотел знать, какие слова произнёс старец?.. »

 

Шахи-Зинда. Правая створка двери, ведущая в мавзолей Кусама Ибн Аббаса. Изготовлена в 1404-1405 году мастером Сайидом Юсуфом из Шираза. На створке надпись по-арабски: «Двери рая открыты для правоверных»

 

Мавзолей святого Кусама ибн Абасса. Справа резные двери на замке – вход в усыпальницу к надгробию

 

И ещё меня интересовала легенда о Копье Судьбы, приносящий победу своему владельцу. Если артефактом владел Тимур, то куда потом исчезло Копьё? В голову приходит мысль – Тимур мог спрятать его только возле гробницы Кусама. Во всяком случае, после странной истории с тенью на стене в Шахрисабзе, я в этом не сомневаюсь и начинаю верить в мистические легенды. А может быть, таким образом и устанавливается связь времён – между писателем и историческим персонажем? И тогда писатель уже думает, как его герой и слышит его мысли? Всё-таки писатели люди странные…

 

На вершине горы Афрасиаб. Внизу раскинулся Самарканд ▼

Считается, что Афрасиаб был древней согдийской столицей — знаменитой Маракандой. Древний город получил своё название в честь царя Турана Афрасиаба, одного из легендарных героев поэмы великого персидского поэта Фирдоуси «Шахнаме». Но об этом я расскажу в другой раз. : )

До встречи на страницах Истории!

С любовью к своим читателям, Татьяна Семёнова

 

📜 К полному списку статей автора

 

Другие статьи автора:

Первые археологи. Агата Кристи на раскопках в Месопотамии

Охотники за птеродактилями

Что думают иностранцы о современной русской литературе

Что думают иностранные читатели о произведениях Достоевского и Пушкина

Бача-бази. Тайны Востока

Игры со смертью. Коррида

Страницы: 1 2 3

3 комментария

  1. Анастасия
    Дек 1, 2020

    Писательская кухня, как всегда, очень интересная тема. Да и личности, о которых идёт речь в «Копье судьбы», многогранные и объёмные, созвучно восточной архитектуре. Сегодня перечитала некоторые моменты из книги и снова поразилась мудрости Тамерлана, которая была, несомненно, источником его силы.

    • Анастасия, к сожалению, многие относятся к личности Тамерлана очень поверхностно. Да, рубил головы. Да, был иногда жесток. А кто из правителей Средневековья не рубил головы? А уж про европейских инквизиторов и говорить нечего. Они в подмётки не годятся по жестокости Тамерлану. Однако же Тимур был гениальным полководцем. И созидателем тоже. Вся туристическая отрасль Узбекистана держится на архитектурных памятниках эпохи Тамерлана. Но об этом мало кто говорит. И справедливости ради надо сказать, что его характер раскрывается в отношениях с Тохтамышем. Тамерлан настолько многогранная личность, что вешать на него ярлык «убийцы» совершенная некомпетентность.

      • Анастасия
        Дек 3, 2020

        Да, отношения с Тохтамышем просто поражают: терпение, снисхождение, принятие его таким, каков тот есть на самом деле, второй шанс… Это что-то большее, чем сочувствие соплеменнику, что-то лучшее, что может быть в человеке. И к иноверцам (есть там эпизод с пастухами). На первый взгляд, имела место жестокость, но сильных духом достойных представителей других культур Тимур уважал.