Бача-бази. Тайны востока

Из неопубликованного.

© «Большая игра» Татьяна Семёнова (Отрывок)

БАЧА

…Однажды Василия Верещагина пригласили в дом богатого самаркандца и заверили художника, что тот увидит нечто необычное – в саду будет выступать бача. Знакомясь с жизнью Туркестана, Верещагин не раз слышал об этом явлении – развлечение с бачами, весьма странном и порочном для русского человека, но обычном для туркестанца.

Бача в буквальном переводе означает «мальчик». В бачи набирали красивых мальчиков возрастом от десяти лет. Как правило, их покупали у родителей. Мальчиков обучали танцам, причём женским, их одевали в женскую одежду, красили глаза, румянили, накладывали длинные волосы, вешали украшения. Эти мальчики (бачи) выступали перед богатыми (а иногда и не очень, но главное – платёжеспособными) мужчинами.

Итак, самаркандец повёл Верещагина в сад. Там уже собралось много народу. Самые почётные заняли места в центре сада в первых рядах. Они сидели на коврах, поджав ноги, образуя круг. Пространство в центре было оставлено для бачи.

Художник был поражён реакцией туркестанцев на происходящее действо. Но ещё больше его удивил сам мальчик – не всякие куртизанки Европы могли вот так кружить голову зрителям. Верещагину поначалу было неловко сидеть в компании страждущих и наблюдать за танцором, неловко было и за самих гостей. Забыв обо всё на свете, они, не отрываясь, следили влажными глазами за бачой и ловили каждый его взгляд. Верещагин даже хотел уйти, но только любопытство – чем же всё закончится – остановило его.

Свои наблюдения он описал в путевом дневнике «От Оренбурга до Ташкента»:

«Бача тихо, плавно начал ходить по кругу в такт бубну и ударов в ладоши зрителей. Он грациозно изгибался телом, играя руками и поводя головою. Глаза его, большие, красивые, черные, и хорошенький рот имели какое-то вызывающее выражение, временами слишком нескромное. Счастливцы из зрителей, к которым обращался бача с такими многозначительными взглядами и улыбками, таяли от удовольствия и в отплату за лестное внимание принимали возможно униженные позы, придавали своему лицу подобострастные, умильные выражения.

«Радость моя, сердце моё», – раздавалось со всех сторон. «Возьми жизнь мою, – кричали ему, – она ничто перед одною твоею улыбкою»…

Вот музыка заиграла чаще и громче; следуя ей, танец сделался оживленнее; босые ноги стали выделывать ловкие, быстрые движения; руки змеями завертелись около заходившего корпуса; бубны застучали ещё чаще, ещё громче; ещё быстрее завертелся бача, так что сотни глаз едва успевали следить за его движениями; наконец, при отчаянном треске музыки и неистовом возгласе зрителей воспоследовала заключительная фигура, после которой танцор или танцовщица, как угодно, освежившись немного поданным ему чаем, снова тихо заходил по сцене, плавно размахивая руками, раздавая улыбки и бросая направо и налево свои нежные, томные, лукавые взгляды».

Под впечатлением от увиденного Василий Верещагин нарисовал картину «Бача и его поклонники». Но, к сожалению, оригинал этой картины не дошёл до наших дней. Её уничтожил сам художник сразу после парижской выставки. Это был эмоциональный порыв после того, как картину назвали «неприличной». Позже Верещагин пожалел о содеянном. Но что сделано, то сделано. Осталась лишь чёрно-белая фотография этой работы. Просто повезло, что какой-то журналист решил сфотографировать картину.

«Бача и его поклонники», Василий Верещагин. 1868 г. (ч/б фотография. Картина была уничтожена художником) ▼

 

Бачи существовали за счёт богатых покровителей, которые снабжали их деньгами и дарили подарки. Иногда даже не очень зажиточные юноши, очарованные танцовщиком, воровали деньги у родителей, отдавали последнее, чтобы хотя бы прикоснуться к своему кумиру. Женатые тоже могли пустить по миру свою супругу и детей, если увлекались юным бачой.

Вот как описывает эпизод из жизни бачи один богатый казах, приглашённый зажиточным бием:

«В средине комнаты, на шёлковом коврике сидел красивый мальчик; на нём был роскошный и оригинальный женский костюм. С головы до ног он был украшен серебряными и золотыми монетами. Перед ним на подносе стоял большой чайник и маленькая китайская чашка. Я догадался, что этот мальчик не кто иной, как бача. Бача налил чаю из чайника в чашку, и все присутствующие впились в него глазами. Когда он подал чаю одному богато одетому юноше, юноша моментально соскочил с места и, приложив руки к груди, – чтобы выразить уважение, покорность и готовность услужить мальчику, – подошёл к баче и низко поклонился. Затем встал на колени перед мальчиком и принял от него чашку чаю.

Когда чай был выпит, юноша возвратил баче чашку, положив в неё целую горсть монет. Удостоившись целования рук и лица, молодой сарт при крике публики: «Ты счастлив!» сел на место… Когда бача встал, вдруг все оживились: кто ударил в бубен, кто заиграл в сыбызгы (род флейты), кто затрубил… Каждый сарт в то время, когда возле него останавливался бача, старался целовать полы его одежды, руки и башмаки; иной прикасался к его одежде или башмакам, а потом целовал свою руку, с умилением приговаривая: «Я готов быть твоим агнцем, приноси меня в жертву».

Понятное дело, что за более внушительную сумму, бача соглашался и на другие, более приватные услуги. Из-за чего между богатыми спонсорами не раз случались драки и даже убийства.

Обычно, бача имел успех лишь в юном возрасте. По достижении им девятнадцати или чуть больше лет интерес к нему пропадал. И он уже налаживал свой собственный «бизнес» – покупал у бедных жителей симпатичного мальчика и обучал его своему делу.

Из архива старых фотографий. Бачи ▼

 

 

Завоевав Туркестан, русские заключили договор о невмешательстве во внутренние дела ханств, но по мере возможности пытались бороться с явлением «бача-бази» (игра мальчиков), называя его «содомским» – настоятельно рекомендовали казиям ещё раз перечитать Коран, где запрещены подобные вещи. Но, как говорится, восток – дело тонкое. Вернее, специфическое. Казии, приняв к сведению рекомендации, выпускали соответствующие указы, понимая, что особенного эффекта эти указы не возымеют. На какое-то время бачи уходили «в подполье», а затем снова легализовывались. С укоренившимся явлением бороться было почти невозможно.

В местной судебной хроники пестрело множество записей такого рода:

«31 января 1891 года в Самаркандской области, в селении Тугай был убит ножом местный сарт Ибрагим-мулла Шакиров туземцем Санакулом Хадыровым из-за бачи, в обществе которого они 30-го января провели ночь».

Явление «бача-бази» пришло в Среднюю Азию из Афганистана. Там многие мужчины держали при себе мальчика даже после женитьбы, как показатель высокого статуса. В Афганистане даже ходила такая поговорка: «женщины для детей, мальчики для удовольствия».

Во времена советской власти это явление в Средней Азии искоренилось. Но в Афганистане существует до сих пор…

 

В. В. Верещагин. Портрет бачи. 1867—1868 ▼

 

Фотографии из старых архивов ▼

 

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *