Вавилонская башня. Символ единения или разобщённости людей?
© Татьяна Семёнова, «Вавилонская башня»
Согласно библейскому преданию, потомки Ноя, двигаясь с востока на запад, дошли до великой равнины Сеннаар, позже названной Вавилонией, и решили здесь обосноваться. Они построили себе дома из обожжённых кирпичей и зажили счастливо оседлой жизнью.
Но этого им показалось мало, и они вздумали воздвигнуть высокую башню, которая вершиной доходила бы до небес – «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли» (Быт. 11, 1-9). Башня задумывалась как ориентир, центр притяжения для всех кочевников, её было бы видно даже из самых отдалённых мест. И по замыслу она должна была объединить людей.
В те времена все люди говорили на одном языке и не знали другого. Работа шла быстро и слаженно. Башня росла, кочевники стекались в город и оседали там уже навсегда. Город назвали Вавилон (Бавель, Баб илу), что означало «врата божьи» (с западносемитского языка). Вавилон расширялся и становился всё более многолюдным.
Бог наблюдал за рьяно работающими людьми, за быстро строящейся башней и Ему это совсем не нравилось. Зачем такая высокая башня? Люди хотят вскарабкаться на небо и беспокоить Его своими жалобами и вопросами? А потом осмелятся и начнут вмешиваться в божественные дела? И тогда «не будет для них ничего невозможного».
Вавилонская башня. Так её представлял художник Питер Брейгель Старший, 1563 год ▼
Вавилонская башня. Так её представлял художник Мартин ван Фалькенборх Старший, 1595 ▼
Вавилонская башня. Так её представлял художник Лукас ван Валькенборх, 1595 г. ▼
А люди и вправду уже не могли остановиться. Они строили и строили, всё выше и выше, желая добраться до самого Престола.
И сошёл Бог с неба, смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету.
Так повествует Библия. А так как Библия была написана иудеями, то и название «Вавилон» они перевели по-своему – от древнееврейского слова «балал» (смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли».
А что говорят историки и археологи? Действительно, была в Вавилоне грандиозная башня (зиккурат). Называлась она Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Высота её составляла 91 метр, и имела она восемь уровней. Каждый уровень был выкрашен в особый цвет и представлял собой храм, посвящённый отдельному божеству. На самом верху находился храм главному богу Мардуку.
Неизвестно, когда именно началось строительство, но башня уже существовала во время правления Хаммурапи (1792–1750 до н. э.). Ассирийский царь Синахериб в 689 г. до н. э. разрушил Вавилон до основания, сжёг все дома, а в центре города вырыл ров. Однако башню разрушить до конца не сумел. Спустя много лет Вавилон снова обрёл могущество. Башню восстанавливал Навуходоносор II (правил в 605– 562 гг. до н. э.). Надпись от лица Навуходоносора на одном из камней гласит: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом».
В строительстве принимали участие пленные евреи. В качестве рабов их пригнали в Вавилон после взятия и полного разрушения Навуходоносором Иерусалима (586 год до н.э.). Не только иудеи работали над восстановлением башни, было множество других рабов из других стран, покорённых вавилонским завоевателем.
Никогда ещё иудеи не слышали столько языков, сколько слышали на строительстве башни Этеменанки. Возможно, именно тогда и возникла легенда о Вавилонской башне и смешении языков? После смерти Навуходоносора и освобождении евреев из плена среди иудеев ходило множество легенд о вавилонском пленении, о самом завоевателе, о башне… Легенды… Они так переплелись с исторической реальностью, что уже невозможно отделить правду от выдумки…
Согласно одной из легенд, висячие сады (речь идёт о знаменитых Висячих садах Семирамиды) были построены вавилонским царём Навуходоносором II, для своей жены Амитис. По другой версии строительство Висячих садов приписывают легендарной царице Семирамиде, которая предположительно правила в Вавилоне за два века до Навуходоносора (IX веке до н. э.). Эта легенда получила большее распространение. Поэтому сады называют именем Семирамиды. Но вопрос так и остался неразрешённым историками.
Сады Семирамиды и Вавилонская башня ▼
Реконструкция Вавилона в период Навуходоносора II. (реконструкция для выставки в Месопотамии Королевского музея Онтарио и Британского музея в ROM, Торонто) ▼
Двигаемся дальше по дороге Истории. Спустя сто тридцать лет после смерти Навуходоносора в этих местах побывал Геродот. Он видел Вавилонскую башню уже в полуразрушенном состоянии, о чём записал в своём грандиозном труде «История». Значит, всё-таки она была – Вавилонская башня! О, Геродот! Спасибо тебе за твой нетленный труд! Спасибо тебе, древнегреческий учёный муж, «отец истории», как прозвал тебя Цицерон! Всякий раз повторяю слова благодарности Геродоту. Без его знаменитых трудов мы бы «блуждали во тьме истории» и многое из бытия древнего мира было бы сокрыто от нас.
Но идём дальше. Башню восстанавливали не единожды. Время и войны не щадили древние постройки. Из летописных источников мы знаем, что В 331 году до н. э. Александр Македонский приказал разобрать башню Этеменанки для последующей реконструкции. Но реконструкция так и не состоялась из-за смерти Александра.
Как водится, то, что никому не нужно, начинает разрушаться и разграбляться. Камни стали вывозить для строительства города по соседству. Зачем добывать материал на каменоломне, а потом ещё обрабатывать, когда есть готовые уже обтёсанные каменные глыбы. Так делали всегда. Многие древние памятники были растасканы по кирпичам. Как ещё Египетские пирамиды не растащили? Вот загадка…
Руины Вавилона. Раскопки Роберта Кольдевея. Он начал раскопки в 1889 году ▼
Сейчас от великой Вавилонской башни остались лишь отдельные части фундамента. Зато до сих пор жива легенда о самой первой башне, которую построили люди после Всемирного потопа. Библейское сказание о человеческой гордыне, о мечте добраться до Небес. И посмотреть: а что там? Или не посмотреть, а покорить? Испокон веков отчаянные завоеватели и великие учёные-гордецы пытались стать наравне с Богом или хотя бы приблизиться к его могуществу. Почти приблизились. Мы покорили космос, увидели тайны морских глубин, научились лечить многие болезни, овладели недосягаемыми раньше вещами: искусственный свет и тепло.
А ещё мы научились убивать в масштабах целых городов. За один раз, за один миг. Чему мы не научились? Милосердию. Гордыня так и осталась главным лицом человечества. Наверно поэтому мы никогда не сможем говорить на одном языке. И Вавилонская башня так и останется символом гордыни и разобщённости людей.
Сейчас многие пытаются представить Башню, как символ единения. Однако… История – дама хитрая и принципиальная. Не научились на своих ошибках? Повторяете их снова и снова? Тогда и результат будет тот же. А может, и хуже. Империи создаются и распадаются. Снова создаются и снова распадаются. Люди становятся опаснее, злее и бездушнее. Человечество не учится на своих ошибках. И из истории не выносят никаких уроков.
Вам ничего не напоминает здание Европарламента в Страсбурге? Может быть, зря архитекторы вдохновились древней Башней?
А вот ещё одна попытка «перевернуть» понятия. Попытка интересная, креативная. Только её смысл непонятен. В 2011 году аргентинский город Буэнос-Айрес был объявлен Всемирной столицей книги. Титул символический и даётся на один год. Присуждается за лучшие городские программы по продвижению чтения.
Известная художница-авангардистка предложила свой проект «книжной скульптуры», приуроченной к этому событию. В итоге на площади Сан Мартин Буэнос-Айреса появилась «Вавилонская башня» из книг. На 25-метровую конструкцию с металлическим каркасом водрузили 30 тысяч книг. В диаметре «Вавилонская башня» имела 16 метров и состояла из семи этажей. Через год её разобрали, часть книг отправилась в библиотеки, а другая часть, промокшая под дождём и испорченная ветром… сами знаете куда.
Книжная Вавилонская башня Марты Минухин в Буэнос-Айресе. Аргентина, 2011 год. ▼
Художница сказала, что эта композиция олицетворяет «возможность объединить всех людей посредством искусства». Но почему Вавилонская башня? Ведь это символ гордыни и разъединения. Читайте Библию, господа архитекторы и художники. Лучше построить ещё одну Эйфелеву башню, чем Вавилонскую.
Почему я написала о Вавилонской башне? Потому что сегодня подмена понятий плотно вошло в нашу жизнь. Упаковка стала первична, а содержание вторично. В результате «военное вторжение» превращается в «миротворческую миссию». «Смена власти» в «борьбу за свободу и демократию». Толерантность… А что это такое сейчас? В медицине толерантность – это неспособность организма синтезировать антитела к болезненным микроорганизмам. То есть организм не борется с инфекцией.
Социологи внесли своё понимание в этот термин – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению. И эта социологическая «толерантность» превратилась в настоящий дамоклов меч для мыслящих традиционно.
Искусство. Что такое искусство в сегодняшнем понимании? Теперь уже трудно дать этому понятию определение после новаторских художественных выставок и странных театральных постановок. Как сказал герой одного фильма: «То, что не продаётся, то не искусство». Пожалуй, сегодня так и есть.
Знаете, что такое «окно Овертона»? Если просто: это окно возможностей, где можно перемещать концептуальные понятия от «невозможных», «немыслимых» до «приемлемых» и «нормальных». Классический пример – людоедство. Для нас это плохо, отвратительно, а для некоторых африканских племён – нормально. Окна Овертона можно перемещать в ту или иную сторону, в зависимости от необходимости. То есть, манипулируя подменой понятий и образов, из «отрицательного» можно сделать «положительное». Джозеф Овертон описал, как «совершенно чуждые обществу идеи были подняты из помойного бака общественного презрения, отмыты и, в конце концов, законодательно закреплены». При умелом манипулировании можно легализовать любую идею. Любую!
Как это делается? Легко. Если знаешь технологию. Сначала манипуляторы включаются в дискуссию, приучая людей к самой идее, что её можно обсуждать, это не табу. К примеру, каннибализм, прелюбодейство, воровство… Потом, когда народ «откричался», «навозмущался» двигаются дальше – находят в этой идеи положительные стороны и начинают их раздувать, подменяя понятия. Взятка? Нет, это благодарность. Ведь подносили же даже Богу «дары»… Затем, чтобы избавиться от негативной ауры, лучше придумать новое название идеи, которую продвигаешь. К примеру, «толерантность». Красивое слово, звучит научно. Окно Овертона начинает двигаться всё быстрее и быстрее из стороны «невозможного» и «немыслимого» в сторону «нормы». И последний этап: красивые образы, научное обоснование идеи (да что вы, господа, генетически в нас заложены гены прелюбодейства… воровство и казнокрадство на Руси испокон веку водилось, во все времена и т.д.). Затем начинают на эту тему «бомбить мозги» песнями, книгами, шоу, кино… И окно Овертона полностью смещается в сторону «нормально».
Про европейскую особенную толерантность (даже больше чем толерантность, скорее, возвышение, преклонение) ко всему противоестественному в человеке не поднимается даже рука написать. Просто хочется напомнить о Содоме и Гоморре. За что Господь уничтожил эти города? Перечитайте Библию, толерантные господа. Верните окно Овертона на место для своего же блага. Иначе через пару десятков лет популяцию европейцев придётся заносить в Красную книгу.
И вроде бы, причём здесь Вавилонская башня? Но это один из примеров подмены понятий. Что такое Вавилонская башня? Символ гордыни, греховный замысел. Согласно Библии, её строительство было не угодно Богу и привело к смешению языков и рассеянию людей. В конечном итоге, это символ разобщённости людей, а не объедения. Ещё немного и мы начнём переписывать Библию…
С любовью к своим читателям, Татьяна Семёнова
Читать другие статьи автора:
Первые археологи. Агата Кристи на раскопках в Месопотамии
За гранью понимания. Библия Сальвадора Дали
Ниндзя. Секреты «искусства скрытности»
Непостижимый Восток. Персия. Мода 140 лет назад и немного о шахском гареме