Из неопубликованного.
© «Большая игра» Татьяна Семёнова (Отрывок)
БАЧА
…Однажды Василия Верещагина пригласили в дом богатого самаркандца и заверили художника, что тот увидит нечто необычное – в саду будет выступать бача. Знакомясь с жизнью Туркестана, Верещагин не раз слышал об этом явлении – развлечение с бачами, весьма странном и порочном для русского человека, но обычном для туркестанца.
Бача в буквальном переводе означает «мальчик». В бачи набирали красивых мальчиков возрастом от десяти лет. Как правило, их покупали у родителей. Мальчиков обучали танцам, причём женским, их одевали в женскую одежду, красили глаза, румянили, накладывали длинные волосы, вешали украшения. Эти мальчики (бачи) выступали перед богатыми (а иногда и не очень, но главное – платёжеспособными) мужчинами.
Итак, самаркандец повёл Верещагина в сад. Там уже собралось много народу. Самые почётные заняли места в центре сада в первых рядах. Они сидели на коврах, поджав ноги, образуя круг. Пространство в центре было оставлено для бачи.
Художник был поражён реакцией туркестанцев на происходящее действо. Но ещё больше его удивил сам мальчик – не всякие куртизанки Европы могли вот так кружить голову зрителям. Верещагину поначалу было неловко сидеть в компании страждущих и наблюдать за танцором, неловко было и за самих гостей. Забыв обо всё на свете, они, не отрываясь, следили влажными глазами за бачой и ловили каждый его взгляд. Верещагин даже хотел уйти, но только любопытство – чем же всё закончится – остановило его.
Свои наблюдения он описал в путевом дневнике «От Оренбурга до Ташкента»:
«Бача тихо, плавно начал ходить по кругу в такт бубну и ударов в ладоши зрителей. Он грациозно изгибался телом, играя руками и поводя головою. Глаза его, большие, красивые, черные, и хорошенький рот имели какое-то вызывающее выражение, временами слишком нескромное. Счастливцы из зрителей, к которым обращался бача с такими многозначительными взглядами и улыбками, таяли от удовольствия и в отплату за лестное внимание принимали возможно униженные позы, придавали своему лицу подобострастные, умильные выражения.
«Радость моя, сердце моё», – раздавалось со всех сторон. «Возьми жизнь мою, – кричали ему, – она ничто перед одною твоею улыбкою»…
Вот музыка заиграла чаще и громче; следуя ей, танец сделался оживленнее; босые ноги стали выделывать ловкие, быстрые движения; руки змеями завертелись около заходившего корпуса; бубны застучали ещё чаще, ещё громче; ещё быстрее завертелся бача, так что сотни глаз едва успевали следить за его движениями; наконец, при отчаянном треске музыки и неистовом возгласе зрителей воспоследовала заключительная фигура, после которой танцор или танцовщица, как угодно, освежившись немного поданным ему чаем, снова тихо заходил по сцене, плавно размахивая руками, раздавая улыбки и бросая направо и налево свои нежные, томные, лукавые взгляды».
Под впечатлением от увиденного Василий Верещагин нарисовал картину «Бача и его поклонники». Но, к сожалению, оригинал этой картины не дошёл до наших дней. Её уничтожил сам художник сразу после парижской выставки. Это был эмоциональный порыв после того, как картину назвали «неприличной». Позже Верещагин пожалел о содеянном. Но что сделано, то сделано. Осталась лишь чёрно-белая фотография этой работы. Просто повезло, что какой-то журналист решил сфотографировать картину.
«Бача и его поклонники», Василий Верещагин. 1868 г. (ч/б фотография. Картина была уничтожена художником) ▼
Бачи существовали за счёт богатых покровителей, которые снабжали их деньгами и дарили подарки. Иногда даже не очень зажиточные юноши, очарованные танцовщиком, воровали деньги у родителей, отдавали последнее, чтобы хотя бы прикоснуться к своему кумиру. Женатые тоже могли пустить по миру свою супругу и детей, если увлекались юным бачой.
Вот как описывает эпизод из жизни бачи один богатый казах, приглашённый зажиточным бием:
«В средине комнаты, на шёлковом коврике сидел красивый мальчик; на нём был роскошный и оригинальный женский костюм. С головы до ног он был украшен серебряными и золотыми монетами. Перед ним на подносе стоял большой чайник и маленькая китайская чашка. Я догадался, что этот мальчик не кто иной, как бача. Бача налил чаю из чайника в чашку, и все присутствующие впились в него глазами. Когда он подал чаю одному богато одетому юноше, юноша моментально соскочил с места и, приложив руки к груди, – чтобы выразить уважение, покорность и готовность услужить мальчику, – подошёл к баче и низко поклонился. Затем встал на колени перед мальчиком и принял от него чашку чаю.
Когда чай был выпит, юноша возвратил баче чашку, положив в неё целую горсть монет. Удостоившись целования рук и лица, молодой сарт при крике публики: «Ты счастлив!» сел на место… Когда бача встал, вдруг все оживились: кто ударил в бубен, кто заиграл в сыбызгы (род флейты), кто затрубил… Каждый сарт в то время, когда возле него останавливался бача, старался целовать полы его одежды, руки и башмаки; иной прикасался к его одежде или башмакам, а потом целовал свою руку, с умилением приговаривая: «Я готов быть твоим агнцем, приноси меня в жертву».
Понятное дело, что за более внушительную сумму, бача соглашался и на другие, более приватные услуги. Из-за чего между богатыми спонсорами не раз случались драки и даже убийства.
Обычно, бача имел успех лишь в юном возрасте. По достижении им девятнадцати или чуть больше лет интерес к нему пропадал. И он уже налаживал свой собственный «бизнес» – покупал у бедных жителей симпатичного мальчика и обучал его своему делу.
Из архива старых фотографий. Бачи ▼
Завоевав Туркестан, русские заключили договор о невмешательстве во внутренние дела ханств, но по мере возможности пытались бороться с явлением «бача-бази» (игра мальчиков), называя его «содомским» – настоятельно рекомендовали казиям ещё раз перечитать Коран, где запрещены подобные вещи. Но, как говорится, восток – дело тонкое. Вернее, специфическое. Казии, приняв к сведению рекомендации, выпускали соответствующие указы, понимая, что особенного эффекта эти указы не возымеют. На какое-то время бачи уходили «в подполье», а затем снова легализовывались. С укоренившимся явлением бороться было почти невозможно.
В местной судебной хроники пестрело множество записей такого рода:
«31 января 1891 года в Самаркандской области, в селении Тугай был убит ножом местный сарт Ибрагим-мулла Шакиров туземцем Санакулом Хадыровым из-за бачи, в обществе которого они 30-го января провели ночь».
Явление «бача-бази» пришло в Среднюю Азию из Афганистана. Там многие мужчины держали при себе мальчика даже после женитьбы, как показатель высокого статуса. В Афганистане даже ходила такая поговорка: «женщины для детей, мальчики для удовольствия».
Во времена советской власти это явление в Средней Азии искоренилось. Но в Афганистане существует до сих пор…
В. В. Верещагин. Портрет бачи. 1867—1868 ▼
Фотографии из старых архивов ▼
Сколько существует Человечество, столько существует Гомосексуализм, потому что Законы Природы не победимы. И ничего с этим не поделаешь.
Сергей, я выскажу не особенно популярную версию на эту тему, но, мне кажется, важную. Это если смотреть шире, в аспекте человеческой популяции. Гомосексуализм изначально считался противоестественным явлением, хотя, конечно, имел место. И в Библии, и в Коране чёрным по белому написано, что это «содомия». Почему? Да потому что, когда популяция находится в стадии развития, её главная природная цель – выжить, то есть размножиться, занять определённую нишу, вытеснив соперников. В идеале – встать на вершину пищевой цепочки. С большим количеством членов популяции это сделать проще. Поэтому генетически организм мужской и женской особи нацелен на традиционные отношения.
Когда популяция становится слишком большая и отсутствует опасность вымирания, именно тогда и начинается всякого рода противоестественные аномалии. Причём окно Овертона очень быстро сдвигается из положения «невозможно», в положение «норма». Ну, например, жрать людей (себе подобных) – это норма? Нет. Но некоторые африканские племена раньше этим охотно занимались. Однако… как только племя уменьшалось в популяции, оно тут же переставало есть себе подобных. И начинало усиленно размножаться.
Сейчас в мире почти 7 миллиардов человек. Это много. Плотность населения 48 человек на один км², даже с учётом Антарктиды. В 1890 году этот показатель был значительно ниже – 12 человек на один км². А в современных городах плотность ещё больше – около пяти тысяч человек на квадратный километр.
Так вот. Природа включает механизмы, которые позволяют остановить рост популяции и привести её к сокращению без войн и эпидемий. Женщины отказываются от материнства, переключая внимание на собственную карьеру. Мужчины тоже не горят желанием заводить семью, то есть нести ответственность. Более того – некоторые вообще теряют интерес к любым межполовым контактам. Эта тенденция наблюдается в Японии. Мужики заводят себе кукол вместо жён – так проще. Ну и гомосексуализм уже никого не удивляет и особенно не беспокоит.
Но! Как только популяция начнёт стремительно уменьшаться и достигнет критического минимума, когда нас станет так мало, как краснокнижных амурских тигров, и каждая особь будет на счету, то все дружно вспомнят о Библии и начнут закидывать тапками «содомитов» в любых проявлениях. Главной целью станет традиционная семья и размножение. Вот она, настоящая природа! А вы говорите, гомосексуализм – это природа…
Не говоря уже о насилии и принуждении человека к тому, что не только против его желания, но и против его природы, я также не понимаю, как это вообще возможно анатомически, тем более с маленькими детьми.