Бача-бази. Тайны востока

Из неопубликованного.

© «Большая игра» Татьяна Семёнова (Отрывок)

БАЧА

…Однажды Василия Верещагина пригласили в дом богатого самаркандца и заверили художника, что тот увидит нечто необычное – в саду будет выступать бача. Знакомясь с жизнью Туркестана, Верещагин не раз слышал об этом явлении – развлечение с бачами, весьма странном и порочном для русского человека, но обычном для туркестанца.

Бача в буквальном переводе означает «мальчик». В бачи набирали красивых мальчиков возрастом от десяти лет. Как правило, их покупали у родителей. Мальчиков обучали танцам, причём женским, их одевали в женскую одежду, красили глаза, румянили, накладывали длинные волосы, вешали украшения. Эти мальчики (бачи) выступали перед богатыми (а иногда и не очень, но главное – платёжеспособными) мужчинами.

Итак, самаркандец повёл Верещагина в сад. Там уже собралось много народу. Самые почётные заняли места в центре сада в первых рядах. Они сидели на коврах, поджав ноги, образуя круг. Пространство в центре было оставлено для бачи.

Художник был поражён реакцией туркестанцев на происходящее действо. Но ещё больше его удивил сам мальчик – не всякие куртизанки Европы могли вот так кружить голову зрителям. Верещагину поначалу было неловко сидеть в компании страждущих и наблюдать за танцором, неловко было и за самих гостей. Забыв обо всё на свете, они, не отрываясь, следили влажными глазами за бачой и ловили каждый его взгляд. Верещагин даже хотел уйти, но только любопытство – чем же всё закончится – остановило его.

Свои наблюдения он описал в путевом дневнике «От Оренбурга до Ташкента»:

«Бача тихо, плавно начал ходить по кругу в такт бубну и ударов в ладоши зрителей. Он грациозно изгибался телом, играя руками и поводя головою. Глаза его, большие, красивые, черные, и хорошенький рот имели какое-то вызывающее выражение, временами слишком нескромное. Счастливцы из зрителей, к которым обращался бача с такими многозначительными взглядами и улыбками, таяли от удовольствия и в отплату за лестное внимание принимали возможно униженные позы, придавали своему лицу подобострастные, умильные выражения.

«Радость моя, сердце моё», – раздавалось со всех сторон. «Возьми жизнь мою, – кричали ему, – она ничто перед одною твоею улыбкою»…

Вот музыка заиграла чаще и громче; следуя ей, танец сделался оживленнее; босые ноги стали выделывать ловкие, быстрые движения; руки змеями завертелись около заходившего корпуса; бубны застучали ещё чаще, ещё громче; ещё быстрее завертелся бача, так что сотни глаз едва успевали следить за его движениями; наконец, при отчаянном треске музыки и неистовом возгласе зрителей воспоследовала заключительная фигура, после которой танцор или танцовщица, как угодно, освежившись немного поданным ему чаем, снова тихо заходил по сцене, плавно размахивая руками, раздавая улыбки и бросая направо и налево свои нежные, томные, лукавые взгляды».

Под впечатлением от увиденного Василий Верещагин нарисовал картину «Бача и его поклонники». Но, к сожалению, оригинал этой картины не дошёл до наших дней. Её уничтожил сам художник сразу после парижской выставки. Это был эмоциональный порыв после того, как картину назвали «неприличной». Позже Верещагин пожалел о содеянном. Но что сделано, то сделано. Осталась лишь чёрно-белая фотография этой работы. Просто повезло, что какой-то журналист решил сфотографировать картину.

«Бача и его поклонники», Василий Верещагин. 1868 г. (ч/б фотография. Картина была уничтожена художником) ▼

 

Бачи существовали за счёт богатых покровителей, которые снабжали их деньгами и дарили подарки. Иногда даже не очень зажиточные юноши, очарованные танцовщиком, воровали деньги у родителей, отдавали последнее, чтобы хотя бы прикоснуться к своему кумиру. Женатые тоже могли пустить по миру свою супругу и детей, если увлекались юным бачой.

Вот как описывает эпизод из жизни бачи один богатый казах, приглашённый зажиточным бием:

«В средине комнаты, на шёлковом коврике сидел красивый мальчик; на нём был роскошный и оригинальный женский костюм. С головы до ног он был украшен серебряными и золотыми монетами. Перед ним на подносе стоял большой чайник и маленькая китайская чашка. Я догадался, что этот мальчик не кто иной, как бача. Бача налил чаю из чайника в чашку, и все присутствующие впились в него глазами. Когда он подал чаю одному богато одетому юноше, юноша моментально соскочил с места и, приложив руки к груди, – чтобы выразить уважение, покорность и готовность услужить мальчику, – подошёл к баче и низко поклонился. Затем встал на колени перед мальчиком и принял от него чашку чаю.

Когда чай был выпит, юноша возвратил баче чашку, положив в неё целую горсть монет. Удостоившись целования рук и лица, молодой сарт при крике публики: «Ты счастлив!» сел на место… Когда бача встал, вдруг все оживились: кто ударил в бубен, кто заиграл в сыбызгы (род флейты), кто затрубил… Каждый сарт в то время, когда возле него останавливался бача, старался целовать полы его одежды, руки и башмаки; иной прикасался к его одежде или башмакам, а потом целовал свою руку, с умилением приговаривая: «Я готов быть твоим агнцем, приноси меня в жертву».

Понятное дело, что за более внушительную сумму, бача соглашался и на другие, более приватные услуги. Из-за чего между богатыми спонсорами не раз случались драки и даже убийства.

Обычно, бача имел успех лишь в юном возрасте. По достижении им девятнадцати или чуть больше лет интерес к нему пропадал. И он уже налаживал свой собственный «бизнес» – покупал у бедных жителей симпатичного мальчика и обучал его своему делу.

Из архива старых фотографий. Бачи ▼

 

 

Завоевав Туркестан, русские заключили договор о невмешательстве во внутренние дела ханств, но по мере возможности пытались бороться с явлением «бача-бази» (игра мальчиков), называя его «содомским» – настоятельно рекомендовали казиям ещё раз перечитать Коран, где запрещены подобные вещи. Но, как говорится, восток – дело тонкое. Вернее, специфическое. Казии, приняв к сведению рекомендации, выпускали соответствующие указы, понимая, что особенного эффекта эти указы не возымеют. На какое-то время бачи уходили «в подполье», а затем снова легализовывались. С укоренившимся явлением бороться было почти невозможно.

В местной судебной хроники пестрело множество записей такого рода:

«31 января 1891 года в Самаркандской области, в селении Тугай был убит ножом местный сарт Ибрагим-мулла Шакиров туземцем Санакулом Хадыровым из-за бачи, в обществе которого они 30-го января провели ночь».

Явление «бача-бази» пришло в Среднюю Азию из Афганистана. Там многие мужчины держали при себе мальчика даже после женитьбы, как показатель высокого статуса. В Афганистане даже ходила такая поговорка: «женщины для детей, мальчики для удовольствия».

Во времена советской власти это явление в Средней Азии искоренилось. Но в Афганистане существует до сих пор…

 

В. В. Верещагин. Портрет бачи. 1867—1868 ▼

 

Фотографии из старых архивов ▼

 

 

 

📜 К полному списку статей автора

 

Другие статьи автора:

Расплата за красоту. Китайский «золотой лотос»

Посвящается сочинителям мистических историй

Охотники за птеродактилями

Конкурс красоты верблюдов. Ботокс заказывали?

Тени прошлого. Тайный мир Вечности

Ниндзя. Секреты «искусства скрытности»

Фантастический Брейгель. Ожившие ископаемые

 

3 комментария

  1. Сергей
    Мар 8, 2021

    Сколько существует Человечество, столько существует Гомосексуализм, потому что Законы Природы не победимы. И ничего с этим не поделаешь.

    • Сергей, я выскажу не особенно популярную версию на эту тему, но, мне кажется, важную. Это если смотреть шире, в аспекте человеческой популяции. Гомосексуализм изначально считался противоестественным явлением, хотя, конечно, имел место. И в Библии, и в Коране чёрным по белому написано, что это «содомия». Почему? Да потому что, когда популяция находится в стадии развития, её главная природная цель – выжить, то есть размножиться, занять определённую нишу, вытеснив соперников. В идеале – встать на вершину пищевой цепочки. С большим количеством членов популяции это сделать проще. Поэтому генетически организм мужской и женской особи нацелен на традиционные отношения.
      Когда популяция становится слишком большая и отсутствует опасность вымирания, именно тогда и начинается всякого рода противоестественные аномалии. Причём окно Овертона очень быстро сдвигается из положения «невозможно», в положение «норма». Ну, например, жрать людей (себе подобных) – это норма? Нет. Но некоторые африканские племена раньше этим охотно занимались. Однако… как только племя уменьшалось в популяции, оно тут же переставало есть себе подобных. И начинало усиленно размножаться.
      Сейчас в мире почти 7 миллиардов человек. Это много. Плотность населения 48 человек на один км², даже с учётом Антарктиды. В 1890 году этот показатель был значительно ниже – 12 человек на один км². А в современных городах плотность ещё больше – около пяти тысяч человек на квадратный километр.
      Так вот. Природа включает механизмы, которые позволяют остановить рост популяции и привести её к сокращению без войн и эпидемий. Женщины отказываются от материнства, переключая внимание на собственную карьеру. Мужчины тоже не горят желанием заводить семью, то есть нести ответственность. Более того – некоторые вообще теряют интерес к любым межполовым контактам. Эта тенденция наблюдается в Японии. Мужики заводят себе кукол вместо жён – так проще. Ну и гомосексуализм уже никого не удивляет и особенно не беспокоит.
      Но! Как только популяция начнёт стремительно уменьшаться и достигнет критического минимума, когда нас станет так мало, как краснокнижных амурских тигров, и каждая особь будет на счету, то все дружно вспомнят о Библии и начнут закидывать тапками «содомитов» в любых проявлениях. Главной целью станет традиционная семья и размножение. Вот она, настоящая природа! А вы говорите, гомосексуализм – это природа…

  2. Дина
    Июн 14, 2023

    Не говоря уже о насилии и принуждении человека к тому, что не только против его желания, но и против его природы, я также не понимаю, как это вообще возможно анатомически, тем более с маленькими детьми.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *