Размышления москвича

Давно уже хотела об этом написать. К Москве я отношусь с большой любовью, потому что я здесь родилась, здесь жили мои предки, достаточно известные люди, которыми я очень горжусь. Здесь прошло моё детство и юность. По улицам старой Москвы я могу пройти с закрытыми глазами. Но вот кое-что меня всегда удивляло. Поэтому на правах коренного москвича, я имею право порассуждать на тему названий улиц.

В каждой стране есть улицы с совершенно удивительными названиями. Всякий раз думаешь: ну кому пришла в голову такая странная идея – закреплять название городов и улиц по их «прозвищам». Хотя, скажу сразу – против исторических названий ничего не имею, даже наоборот, приветствую. Но некоторые названия просто ставят в тупик. Например, улица Щипок в Москве. Кого это там щипали? Сразу фантазия заработала. Может, там кур щипали? Или девчонок пощипывали, зажимая в тёмных тупиках? Я, кстати, родилась недалеко от этой улицы и в детстве думала, что по этой улице ходит злой дядька и всех щипает. : )

Оказывается, щипали не девчонок и не кур, а торговцев. Это место (современный Щипок) аккурат находилось возле таможенной заставы, где, как говорят, служащие «щупали» торговцев, а, может, их товар в поисках контрабанды. Интересно, зачем сохранять такие названия? Вот китайцы молодцы. Они улицы красиво называли в древние времена. Жемчужная, Яшмовая, улица десяти Драконов, Храмовая, улица Вечного мира. Им бы и в голову не пришло назвать место, где торговали опиумом, улицей Смертельных удовольствий.

Недалеко от Щипка улица Зацепа. В детстве я каталась там на трамвае и думала, что в этом месте цепляют трамвайные вагоны. Но ни разу этого не видела, поэтому логично рассудила, что цепляют их по ночам. И по ночам ездят целые составы трамваев. Однажды даже хотела ночью отправиться туда и посмотреть. Но родители меня разочаровали. Как выяснилось, никакого трамвайного представления там не происходит, а название тоже из таможенного сленга. Здесь был устроен вал (или цепь), за которым досматривались въезжавшие в город повозки. Досматривались таким острым длинным железным прутом, или щупом. Проверяли – нет ли вина между соломой.

Или вот ещё странное название. Кривоколенный переулок. Кривой, значит. А почему …коленный? А бог его знает. Есть у меня несколько смешных вариантов.

Или Бабьегородский переулок. Название, конечно, определённо наводит на мысль, что здесь жили одни женщины. Но на самом деле к бабам, в смысле женщинам, этот переулок никакого отношения не имеет. Когда-то здесь пришлось укреплять берега сваями. Их вбивали в землю с помощью подвесных молотков – баб. А «городок», значит «городить», то есть укреплять. Вот и название Бабьегородский. Честно говоря, я не понимаю, кому пришла в голову идея оставить это рабочее название. Ну допустим, оно приклеилось. А потом поменять нельзя, что ли? И не убеждайте меня, что это «историческая ценность». Такие названия – историческая глупость.

Улица Ленивка – тоже в центре. Это название гораздо симпатичнее, чем Щипок. И мне оно очень нравится. Как-то располагает к приятным воспоминаниям. Полениться каждый любит. : )  Если по сути, то само название не совсем соответствует мыслям, которые приходят в голову. Там, конечно, жили не ленивцы и не лоботрясы. Даже наоборот. Здесь кипела оживлённая торговля. Только люди не выстраивали торговые ряды (ленились, значит), а продавали прямо с телег. Место так и называли – «Ленивый торжок».

Поехали дальше? Зачатьевский переулок. Есть даже первый и второй. Странное название, в общем. Для незнающих историю этого места даже весьма вызывающее. Не сказать, что название неприличное, но всё-таки не очень эстетичное. Название прилепилось ещё со времён царя Фёдора Иоанновича (сына Ивана Грозного). Рядом с этой улицей находится монастырь, который построил Фёдор, в надежде излечить жену Ирину Годунову от бесплодия. Она впоследствии родила дочь, которая, к сожалению, умерла во младенчестве.

Ещё что есть интересного в Москве? Улица Кирпичные выемки. Тоже так себе название. Даже немного бандитское, на мой взгляд. Такое впечатление, что здесь из домов кирпичи потихоньку таскали. Но на самом деле здесь добывали глину для кирпичей.

Улица Снайперская. Ну вот не знаю, для чего вообще так улицы называть? Пережить Зачатьевский переулок ещё можно, но Снайперскую улицу… Иностранцы, конечно, в шоке. Думаю, больше всех англичане. Увидев такую улицу, они, полагаю, самодовольно потрут ручки и скажут: «А мы что говорили? У них даже улицы не стесняются так называть». Не всем же объяснять, что здесь не снайперы живут, и не отравители, а некогда здесь находилась снайперское училище.

Удивительное название – Проектируемый проезд. Вроде как и быть его не должно, проектируется ведь. А ведь существует, шельмец. Правда, не так давно его переименовали. Неплохое начало.

Странно звучит и Упорный переулок. Упорным он был назван потому, что он «упирается» в Душинскую улицу. Уж лучше бы назвали Тупиковый.

Есть, конечно, миленькие названия. И мне они очень нравятся. Улица Жужа, например. Это в районе Коломенского парка. Название по одноимённой речки Жужа (сейчас она течёт в трубе). Раньше у речки всё время жужжали насекомые. Или вот ещё – улица Весёлая.

Но вообще, самая шедевральная улица – Матросская тишина. На которой находится знаменитая одноимённая тюрьма. Мы-то привыкли к этому названию и уже не замечаем, что звучит это несколько странно. Во-первых, откуда в Москве вдруг матросы взялись? Ну в Питере понятно. А здесь только Москва-река и ничего солидно-морского нет и в помине. И во-вторых, почему «тишина»? Глухонемые матросы? Как правило матросы очень шумные и логичнее звучало бы «Матросский гул».

И опять-таки, название совсем не о том, о чём человек подумал. Оно, как водится, прилепилось со старых времён. По указу Петра I здесь построили парусную фабрику, поселив при ней матросскую слободу. Потом фабрику перенесли в Новгород, а здание отдали для матросов-ветеранов, вроде дома престарелых. Чтобы не беспокоить старых матросов, был издан указ, согласно которому по данной улице запрещалось ездить каретам и повозкам. Поэтому улицу и прозвали «тихой». Матросская тишина.

Конечно, не только в Москве существуют улицы со странными названиями. В других городах, думаю их тоже немало.

Но улица – это ещё ничего. Вот в Америке есть город с названием Ад. Честно, жить в таком городе страшновато. Правда, американцы его используют, что называется, по назначению. Проводят там фестивали ужасов. Есть, кстати, и город Рай. И дорога Картофельных очистков, и улица Теней смерти. У нас бы дорога Картофельных очистков, наверное, прижилась бы, а вот улица Теней смерти вряд ли. Но эта тема для отдельного разговора. Американцы не особенно зацикливаются на своей истории, скорее, все эти странные американские названия – эпатаж, такой киношный и немного искусственный. Эти названия очень хорошо «продаются», в смысле туризма. Да, деньги. Там деньги решают всё.

А у нас многое решает историческая память. Но не всегда эта память благозвучно звучит в названиях улиц и деревень. Рядом с Москвой есть деревня Грязь. Я бы не хотела жить в такой деревне. И, наверно, Галкин с Пугачёвой, выстроившие там замок, тоже не в восторге от этого исторического названия.

Старая Москва в картинах художников

 

 

 

 

С любовью к своим читателям, Татьяна Семёнова

 

📜 К полному списку статей

 

Читать другие статьи автора:

Югэн. Неочевидная красота

Первые археологи. Агата Кристи на раскопках в Месопотамии

Ниндзя. Секреты «искусства скрытности»

Призраки Белого дома

Непостижимый Восток. Персия. Мода 140 лет назад и немного о шахском гареме

Фантастический Брейгель. Ожившие ископаемые

 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *