«Бесполезная красота». О старой доброй классике

Чтобы там ни говорили о новых тенденциях в литературе, о моде на простые вещи, о важности развлекательной составляющей, мол, дети не понимают, им не интересно, надо проще, короче, динамичнее и желательно без лишних размышлений… Всё же потребность в классике невозможно отменить… Это как глоток родниковой воды, чистой, прохладной, настоящей… Эти гении литературы обладают одним неоспоримым качеством, ради которого стоит их читать – их язык богат и красноречив. И глубина. Глубина мысли. Они тонкие психологи, гораздо тоньше, чем дипломированные психотерапевты. В их книгах можно найти ответы на все вопросы. Если эти книги читать, думать, возвращаться и снова читать…

Я периодически возвращаюсь к классике, это уже стало некой потребностью. Раньше я не любила Горького. И даже не хотела его перечитывать. Но тут случайно попался мне один его рассказ «Страсти-мордасти» и я не могла от него оторваться, насколько сильный в своей трагичности, насколько реалистичный. И кажется, написан на одном дыхании… «Тёмные аллеи» Бунина. Этот неповторимый слог, это гимн любви в разных её проявлениях.

Наш мир стал слишком практичен, чтобы отвлекаться на такие тонкие душевные вариации. Наш главный лозунг – успешность. Она определяет всё. Остальное не так уж важно. Об этом говорят с экранов телевизоров, об этом пишут блогеры… Успешность – это хорошо. Никто не спорит с этим. Но иногда хочется остановиться, поднять голову и посмотреть на звёзды. И может быть задать себе вопросы, на которые давно хотел найти ответы. Но всё как-то времени не находилось.

Мне нравится «разговаривать» с классикой, с той литературой, которую уже не очень понимают юные читатели. Но, может быть, когда-нибудь, через десяток лет, они вдруг случайно откроют томик старой забытой классики и, пробежав глазами первый строчки, не смогут закрыть книгу, поймут, что вот она – золотая нить Ариадны. Здесь есть ответы на многие вопросы, на те вопросы, на которые не дают ответы в книгах «Как обрести успешность». Но эти вопросы – есть суть жизни, та составляющая, ради которой человек и живёт. Любовь, преданность, патриотизм, честность, доброта, верность, жертвенность…

На днях рука сама потянулась к томику Ги де Мопассана. Его знаменитые «Милый друг», «Жизнь» – это неоспоримые шедевры. Но вот один рассказ я раньше как-то упустила из виду.

«Бесполезная красота». Весьма интересный и необычный рассказ. Сюжет, естественно, о любви, как почти всё произведения Мопассана. Графиня де Маскаре, красивейшая женщина, мать семерых детей, сообщает мужу, что один ребёнок не его. Тем самым вынуждая мужа бросить её. Тот, сгорая от ревности и унижения, уезжает на долгих шесть лет. На самом деле – это был хитрый обман с её стороны. Просто графине надоело каждый год рожать детей, ей хотелось свободы, хотелось стать настоящей светской женщиной и блистать своей красотой на балах. Финал этой истории счастливый.

Однако сам рассказ интересен даже не своим сюжетом, а любопытными рассуждениями двух почтенных людей, наблюдающих за героиней в опере, куда та пришла, блистая бриллиантами и красотой. Я думаю, именно ради этих размышлений о человеческой красоте, о том, что Бог создал мир вовсе не для людей, а они всего лишь его случайная ошибка, и был написан рассказ.

Не могу не привести маленький отрывок.

© Ги де Мопассан «Бесполезная красота»

«…Взгляни на неё, на эту землю, которую бог дал её обитателям. Разве не ясно, что она со своими растениями и лесами предназначена исключительно для животных? Что найдется на ней для нас? Ничего. А для них все: пещеры, деревья, листья, родники — жилища, еда и питье. Так что привередливые люди вроде меня никогда и не могут чувствовать себя здесь хорошо. Довольны и удовлетворены только те, кто приближается к животным. А как же прочие — поэты, утонченные и беспокойные души, мечтатели, исследователи? Ах, бедняги!

Я ем капусту и морковь, черт побери, ем лук, репу и редиску, — ем потому, что пришлось к этому привыкнуть, даже найти в них вкус, и потому, что ничто другое не растет; но ведь это же еда для кроликов и коз, как трава и клевер — еда для коров и лошадей! Когда я вижу колосья зрелой пшеницы в поле, то не сомневаюсь, что всё это выращено землей для воробьиных и ласточкиных клювов, а никак не для моего рта. Стало быть, когда я жую хлеб, то обкрадываю птиц, а когда ем курицу, то обкрадываю лисиц и ласок. Разве перепелка, голубь и куропатка не естественная добыча для ястреба? И ведь баран, козел или бык — скорее добыча для крупных хищников, чем то жирное мясо, которое нам подают зажаренным, с трюфелями, специально для нас вырытыми из земли свиньей.

Но, дорогой мой, ведь животным ничего не надо делать, что бы жить здесь. Они дома, у них готовые стол и квартира, им остается только пастись или охотиться и пожирать друг друга соответственно своему инстинкту: бог никогда не предвидел любви и мирных нравов; он предвидел только смерть живых существ, ожесточенно убивающих и пожирающих друг друга.

А мы!.. Ах, сколько потребовалось нам труда, сил, терпения, изобретательностм, фантазии, предприимчивости, способностей, таланта, чтобы сделать эту каменистую, проросшую корнями почву сколько-нибудь обитаемой! Подумай, чего мы только ни сделали вопреки природе и против природы, чтобы устроиться хотя бы сносно, хоть как-нибудь, хоть сколько-нибудь удобно, хоть сколько-нибудь изящно, но все еще недостойно нас!

И чем мы цивилизованнее, чем умнее и утонченнее, тем больше нам приходится побеждать и подчинять себе животный инстинкт, который заложен в нас по воле бога.

Подумай только, что нам пришлось создать цивилизацию, всю цивилизацию, включающую столько вещей, — столько, столько всевозможных вещей, от носков до телефона! Подумай обо всем, что ты видишь ежедневно, обо всем, чем мы пользуемся так или иначе.

Чтобы скрасить свою скотскую участь, мы придумали и создали все, начиная с жилища, а затем — вкусную пищу, соусы, конфеты, пирожные, напитки, ткани, одежды, украшения, кровати, матрацы, экипажи, железные дороги, бесчисленные машины. Мало того, мы изобрели науку, искусство, письменность и стихи. Да, это мы создали искусство, поэзию, музыку, живопись. Все идеалы исходят от нас, как и вся привлекательная сторона жизни — женские туалеты и мужские таланты, — и нам в конце концов удалось хоть немного приукрасить, сделать менее голым, менее монотонным и тяжелым то существование простых производителей, ради которого только и породило нас божественное провидение.

Взгляни на этот театр. Разве в нем не собралось человеческое общество, созданное нами, не предусмотренное извечным промыслом, ему неизвестное и доступное только нашему сознанию? Разве ты не видишь, что это изысканное, чувственное и интеллектуальное развлечение придумано вот таким недовольным и беспокойным мелким животным, как ты или я, и притом придумано им только для себя самого?..»

Вот такая она, классика литературы… Очень современная.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *