«Бесполезная красота». О старой доброй классике

© Татьяна Семёнова «»Бесполезная красота». О старой доброй классике»

 

Чтобы там ни говорили о новых тенденциях в литературе, о моде на простые вещи, о важности развлекательной составляющей, мол, дети не понимают, им не интересно, надо проще, короче, динамичнее и желательно без лишних размышлений… Всё же потребность в классике невозможно отменить… Это как глоток родниковой воды, чистой, прохладной, настоящей… Эти гении литературы обладают одним неоспоримым качеством, ради которого стоит их читать – их язык богат и красноречив. И глубина. Глубина мысли. Они тонкие психологи, гораздо тоньше, чем дипломированные психотерапевты. В их книгах можно найти ответы на все вопросы. Если эти книги читать, думать, возвращаться и снова читать…

Я периодически возвращаюсь к классике, это уже стало некой потребностью. Раньше я не любила Горького. И даже не хотела его перечитывать. Но тут случайно попался мне один его рассказ «Страсти-мордасти» и я не могла от него оторваться, насколько сильный в своей трагичности, насколько реалистичный. И кажется, написан на одном дыхании… «Тёмные аллеи» Бунина. Этот неповторимый слог, это гимн любви в разных её проявлениях.

Наш мир стал слишком практичен, чтобы отвлекаться на такие тонкие душевные вариации. Наш главный лозунг – успешность. Она определяет всё. Остальное не так уж важно. Об этом говорят с экранов телевизоров, об этом пишут блогеры… Успешность – это хорошо. Никто не спорит с этим. Но иногда хочется остановиться, поднять голову и посмотреть на звёзды. И может быть задать себе вопросы, на которые давно хотел найти ответы. Но всё как-то времени не находилось.

Мне нравится «разговаривать» с классикой, с той литературой, которую уже не очень понимают юные читатели. Но, может быть, когда-нибудь, через десяток лет, они вдруг случайно откроют томик старой забытой классики и, пробежав глазами первый строчки, не смогут закрыть книгу, поймут, что вот она – золотая нить Ариадны. Здесь есть ответы на многие вопросы, на те вопросы, на которые не дают ответы в книгах «Как обрести успешность». Но эти вопросы – есть суть жизни, та составляющая, ради которой человек и живёт. Любовь, преданность, патриотизм, честность, доброта, верность, жертвенность…

На днях рука сама потянулась к томику Ги де Мопассана. Его знаменитые «Милый друг», «Жизнь» – это неоспоримые шедевры. Но вот один рассказ я раньше как-то упустила из виду.

«Бесполезная красота». Весьма интересный и необычный рассказ. Сюжет, естественно, о любви, как почти всё произведения Мопассана. Графиня де Маскаре, красивейшая женщина, мать семерых детей, сообщает мужу, что один ребёнок не его. Тем самым вынуждая мужа бросить её. Тот, сгорая от ревности и унижения, уезжает на долгих шесть лет. На самом деле – это был хитрый обман с её стороны. Просто графине надоело каждый год рожать детей, ей хотелось свободы, хотелось стать настоящей светской женщиной и блистать своей красотой на балах. Финал этой истории счастливый.

Однако сам рассказ интересен даже не своим сюжетом, а любопытными рассуждениями двух почтенных людей, наблюдающих за героиней в опере, куда та пришла, блистая бриллиантами и красотой. Я думаю, именно ради этих размышлений о человеческой красоте, о том, что Бог создал мир вовсе не для людей, а они всего лишь его случайная ошибка, и был написан рассказ.

Не могу не привести маленький отрывок.

© Ги де Мопассан «Бесполезная красота»

«…Взгляни на неё, на эту землю, которую бог дал её обитателям. Разве не ясно, что она со своими растениями и лесами предназначена исключительно для животных? Что найдется на ней для нас? Ничего. А для них все: пещеры, деревья, листья, родники — жилища, еда и питье. Так что привередливые люди вроде меня никогда и не могут чувствовать себя здесь хорошо. Довольны и удовлетворены только те, кто приближается к животным. А как же прочие — поэты, утонченные и беспокойные души, мечтатели, исследователи? Ах, бедняги!

Я ем капусту и морковь, черт побери, ем лук, репу и редиску, — ем потому, что пришлось к этому привыкнуть, даже найти в них вкус, и потому, что ничто другое не растет; но ведь это же еда для кроликов и коз, как трава и клевер — еда для коров и лошадей! Когда я вижу колосья зрелой пшеницы в поле, то не сомневаюсь, что всё это выращено землей для воробьиных и ласточкиных клювов, а никак не для моего рта. Стало быть, когда я жую хлеб, то обкрадываю птиц, а когда ем курицу, то обкрадываю лисиц и ласок. Разве перепелка, голубь и куропатка не естественная добыча для ястреба? И ведь баран, козел или бык — скорее добыча для крупных хищников, чем то жирное мясо, которое нам подают зажаренным, с трюфелями, специально для нас вырытыми из земли свиньей.

Но, дорогой мой, ведь животным ничего не надо делать, что бы жить здесь. Они дома, у них готовые стол и квартира, им остается только пастись или охотиться и пожирать друг друга соответственно своему инстинкту: бог никогда не предвидел любви и мирных нравов; он предвидел только смерть живых существ, ожесточенно убивающих и пожирающих друг друга.

А мы!.. Ах, сколько потребовалось нам труда, сил, терпения, изобретательностм, фантазии, предприимчивости, способностей, таланта, чтобы сделать эту каменистую, проросшую корнями почву сколько-нибудь обитаемой! Подумай, чего мы только ни сделали вопреки природе и против природы, чтобы устроиться хотя бы сносно, хоть как-нибудь, хоть сколько-нибудь удобно, хоть сколько-нибудь изящно, но все еще недостойно нас!

И чем мы цивилизованнее, чем умнее и утонченнее, тем больше нам приходится побеждать и подчинять себе животный инстинкт, который заложен в нас по воле бога.

Подумай только, что нам пришлось создать цивилизацию, всю цивилизацию, включающую столько вещей, — столько, столько всевозможных вещей, от носков до телефона! Подумай обо всем, что ты видишь ежедневно, обо всем, чем мы пользуемся так или иначе.

Чтобы скрасить свою скотскую участь, мы придумали и создали все, начиная с жилища, а затем — вкусную пищу, соусы, конфеты, пирожные, напитки, ткани, одежды, украшения, кровати, матрацы, экипажи, железные дороги, бесчисленные машины. Мало того, мы изобрели науку, искусство, письменность и стихи. Да, это мы создали искусство, поэзию, музыку, живопись. Все идеалы исходят от нас, как и вся привлекательная сторона жизни — женские туалеты и мужские таланты, — и нам в конце концов удалось хоть немного приукрасить, сделать менее голым, менее монотонным и тяжелым то существование простых производителей, ради которого только и породило нас божественное провидение.

Взгляни на этот театр. Разве в нем не собралось человеческое общество, созданное нами, не предусмотренное извечным промыслом, ему неизвестное и доступное только нашему сознанию? Разве ты не видишь, что это изысканное, чувственное и интеллектуальное развлечение придумано вот таким недовольным и беспокойным мелким животным, как ты или я, и притом придумано им только для себя самого?..»

Вот такая она, классика литературы… Очень современная.

 

📜 К полному списку статей автора

 

Другие статьи автора:

Югэн. Неочевидная красота

Вавилонская башня. Символ единения или разобщённости людей?

Гении маркетинга

Игры со смертью. Коррида

За гранью понимания. Библия Сальвадора Дали

Ничто так не мешает спать по ночам, как неразгаданная тайна

Фантастический Брейгель. Ожившие ископаемые

Месть писателей

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *