По следам инков. Первые главы

Потомки, увидев крепость Саксайуаман, с ужасом и восхищением скажут:

          «Его пропорции невозможно представить, пока вы его не увидите; увиденные вблизи и внимательно изученные, они производят такое невероятное впечатление, что вы начинаете думать, не связано ли это сооружение с неким колдовством. Уж не создание ли это демонов?»[1]

Да, великие дела требуют не только великих усилий, но и времени. Начатая Пачакутеком крепость Саксайуаман, с подземными тоннелями и сторожевыми башнями, растянувшаяся на скалистом холме в северной части Куско, так и не была достроена. Великие деяния ждали нового героя…

И Тупаку Инке Йупанки, чьё имя означало «тот, кто сияет и излучает свет», предстояло продолжить дело отца, стать таким же выдающимся правителем. И он был готов к этому.

Возложив на себя повязку с красной бахромой, украшенную золотыми нитями и перьями птицы корикэнкэ, – признак царской власти – Тупак Инка Йупанки прежде всего исполнил поминальный обряд по отцу и принёс жертвы, провёл другие необходимые церемонии – словом, как было принято, воздал все почести умершему монарху. Это заняло почти год. Затем Тупак объехал своё царство, посетив даже самые дальние его провинции, как это делали все вступившие на престол, чтобы губернаторы, судьи и остальные подданные могли воочию убедиться, что Тауантисуйю не осталось без божественного владыки. Везде молодой правитель выслушивал отчёты местных властей и принимал прошения от жителей. На это ушло долгих четыре года.

Вернувшись в Куско, Единственный был готов к великим деяниям.

– Мой отец Пачакутек, когда пожелал вернуться на небо, оставил мне завет обращать все племена к познанию и поклонению Солнцу, – торжественно произнёс Тупак Инка Йупанки, не отрывая взгляда от Камня войны. – Во исполнение этого завета я созываю всех своих воинов, чтобы выступить в поход немедленно.

Голос сапы инки неожиданно дрогнул от волнения. Он выдержал небольшую паузу, стараясь справиться с эмоциями. За несколько лет правления молодой владыка ещё не научился настолько скрывать свои чувства, чтобы выглядеть абсолютно бесстрастным. Но ведь Единственный должен уметь владеть собой. И Тупак Инка Йупанки старался. Старался стать как его отец. А быть может, превзойти его.

Правитель медленно обвёл взглядом присутствующих, которые с волнением смотрели на него, ловя каждое слово. Казалось, они не заметили его смятения. Не заметили, потому что не могли даже представить, что божественный сын Солнца мог проявить человеческую слабость. Только великий жрец, родной дядя повелителя, напряжённо всматривался в его лицо. Он слишком хорошо знал и понимал своего племянника. Сам учил его, что значит быть Единственным. Никто и никогда не должен уловить даже тени тревоги или волнения в словах, мимике, движениях владыки.

Что до простого народа, то говорить с ним считалось ниже достоинства Единственного. За него это делал специальный человек, всегда находившийся рядом и занимавший должность «тот, кто говорит за инку-правителя». Таковы правила. Таковы законы. Таково предназначение божественного сына Солнца. Став Единственным, он становился живым богом на земле. Вторым во всей Вселенной после Отца-Солнца.

Тупак Инка Йупанки продолжил:

– Выполняя обязанность служения Солнцу, мы должны вырвать из тупости и невежества дикарей, заселяющих земли на севере, юге, западе и востоке. На собственном примере показать им преимущества и блага, которыми обладаем мы, служители Солнца.

Правитель замолчал. Его лицо превратилось в маску, не выражающую ничего. Его божественные уста произнесли всё, что он хотел сказать. Теперь должны говорить остальные инки. И говорить, разумеется, о преданности и повиновении Единственному.

Вперёд выступил верховный жрец:

– Мы готовы повиноваться своему правителю. Даже если нужно будет пойти ради него в огонь.

И тут раздался крик собравшихся инков:

– Приказывай, Единственный!

Тупак Инка Йупанки, подняв боевой топор, произнёс:

– Приказываю собрать сорок тысяч воинов. Мы двинем войска на север, в Чачапуйа. – Владыка медленно повернул голову в сторону старого инки Капака Йупанки, великого полководца, завоевавшего немало земель для своего родного брата – правителя Пачакутека, и устремил на него немигающий взгляд.

 

____________________

[1] Из труда «Подлинные комментарии инков» Инки Гарсиласо де ла Вега (XVI век)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34