По следам инков. Первые главы

Глава 3

СЫНЫ СОЛНЦА

1471 год. Южная Америка, Перу

 

Возле большого камня, по форме напоминающего сахарную голову, собрались все знатные инки. Они ждали своего правителя.

И вот появился он, сын Солнца – Тупак Инка Йупанки[1]. На золотых носилках, поддерживаемых шестнадцатью носильщиками. Его взгляд был устремлён на Камень Войны. Именно здесь решались судьбы ещё не покорённых инками земель, именно здесь принималось решение о начале нового завоевательного похода. На этом священном месте награждали лучших воинов и назначали командиров. Самым отважным давали в подчинение десять тысяч воинов, другим – тысячу, третьим – пятьсот.

Камень Войны был установлен посреди главной площади города Кýско – столицы государства инков Тауантисуйю[2] – в честь победы над ненавистными чанками. Место было особенное. Говорили, что именно сюда вонзился золотой жезл Манко Капака, легендарного основателя империи[3].

Тогда, лет триста назад, а может, и больше, в высокогорной долине к северо-западу от озера Титикака, где сейчас раскинулась столица инкской империи Куско, с дворцами и грандиозными храмами, жили разрозненные племена, не знавшие цивилизации[4]. Жрецы рассказывали, что, когда Отец-Солнце увидел, в какой дикости пребывают жители Земли, он проникся к ним жалостью и послал сына и дочь дать людям знания – научить обрабатывать землю, выращивать злаки и поклоняться Солнцу как своему богу. В долине озера Титикака Отец-Солнце вручил своему сыну Манко Капаку золотой жезл и сказал:

– Когда пожелаете отдохнуть и поесть, бросьте жезл в землю. Там, где он войдёт с первого броска, вы должны построить город.

Брат и сестра двинулись на северо-запад. В пути они не раз кидали золотой жезл, но тот ни разу не вошёл в землю. Наконец они увидели прекрасную долину, окаймлённую двумя реками[5]. Журчащие ручьи сбегали с окружавших долину гор, орошая её и делая землю плодородной, а воздух здоровым и свежим. Здесь жезл с лёгкостью ушёл в землю и, к удивлению брата и сестры, был поглощён ею. На этом месте они основали город, который назвали Куско, что значит пуп, центр Вселенной. И именно Куско предстояло стать столицей будущего царства сынов Солнца Тауантисуйю.

Манко Капак и его сестра, она же и супруга, Мама Окльо стали собирать местных людей, чтобы наставлять их и учить всему тому, о чём говорил Отец-Солнце. Брат пошёл на север, а сестра на юг. Так началось заселение города. Те, кого привела Мама Окльо, поселились в Нижнем Куско, а те, кто пришёл с Манко Капаком, в Верхнем Куско.

От Манко Капака и Мамы Окльо пошёл род инков, чьими прародителями считались Отец-Солнце и Мать-Луна. Инками[6] могли себя называть только прямые потомки Манко Капака и Мамы Окльо как по мужской, так и по женской линиям. Их кровь не должна была смешиваться ни с какой другой кровью. Ни один житель Тауантисуйю, каким бы знатным и богатым он ни был, под страхом смертной казни не мог не только называть себя инкой, но и пользоваться одеждой, головным убором и другими знаками отличия сынов Солнца. Первородный сын умершего вождя от его родной сестры носил титулы Инка-правитель, сапа инка или Единственный. Ни братья Единственного, ни его дядья, ни другие его законные дети не имели права занять место владыки. Все они образовывали собственные ветви генеалогического дерева инков и, дабы не нарушать божественной чистоты, брали себе в жёны лишь чистокровных дочерей сынов Солнца, носивших титул палья.

Однако чистокровные инки не только берегли свою кровь, но и щедро «раздавали» её простым смертным. Так, у самого правителя было, по меньшей мере, около двухсот наложниц нецарского рода. Сыновья от них не могли считаться инками, хотя в их жилах и текла кровь Единственного. Это были бастарды[7], полукровки. К ним относились с должным уважением, но сами инки не признавали бастардов за своих.

С тех пор как Манко Капак основал Куско, прошло много лет. И всё это время инки вели непрерывную войну с соседними племенами, сначала защищая свою, пока ещё маленькую, но уже крепкую державу, а потом с оружием в руках захватывая новые земли, продвигаясь всё дальше и дальше на юг, север, запад и восток, закрепляя за собой право называться империей четырёх сторон света – Тауантисуйю.

Успехи чередовались с поражениями, но инки были упорны. Всё обозримое пространство должно было принадлежать им, сынам Солнца, несущим людям цивилизацию, освобождающим их от дикости, поучающим и наставляющим. Так говорили инки, так вещали жрецы, так внушалось простым смертным. Они называли это миссией. Так пожелал Отец-Солнце, их прародитель, великое божество.

 

____________________________

[1] Тупак Инка Йупанки – крупнейший завоеватель; годы правления: 1471–1493.
[2] Тауантисуйю переводится с кечуа как «четыре стороны света».
[3] Далее приводится легендарная история, принятая при дворе инков. Официально государство инков ведёт свою историю с правления Пачакутека (1438-1471). См. приложение.
[4] К тому времени все предшествующие выдающиеся цивилизации Южной Америки (Чавин, Наска, Мочика и др.) либо давно сошли с исторической сцены, либо стремительно приближались к своему закату.
[5] Куско расположено между двумя реками, Уатаной и Тульумайо.
[6] Инка – это титул. Со временем это слово трансформировалось в название народности – инки.
[7] В языке кечуа есть собственный термин, означающее незаконнорождённого – к’ака. Мы используем более распространённый термин – бастард.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34