По следам инков. Первые главы

Он печально покачал головой. А последующая реакция восемнадцатилетнего парня была неожиданной. Самый странный день в его жизни оказался днём высочайшего нервного напряжения.   С утра ссора с отцом, да такая, что плакать хотелось. Яшка не был сильным человеком, он был слабым. Хотя и слабый может очень сильно захотеть нарушить издавна заведённый порядок. Не идти по проторенной дорожке, а поехать в новый, страшный, манящий Санкт-Петербург, на военную или гражданскую службу, дослужиться до получения дворянского звания, до приобретения собственной деревеньки. Вот и ссора с отцом. А потом бегство в проклятую церковь над обрывом. И дьявольское искушение нажать на странную кнопку. И перемещение на другой континент. Он ещё не знал, что в прошлое. И бедный Яшка разрыдался.

Но всё же успел удивиться, увидев сквозь слёзы, как человек опустился перед ним на колени, поцеловал землю, прикрыв голову ладонями, потом выпрямился, не вставая с колен, и воскликнул:

– Я узнал тебя, Бочика! Ты вернулся к своим людям. Ты плачешь, Бочика, потому что бедные кавампа забыли охоту. Ты плачешь, Бочика, потому что бедные кавампа должны платить проклятым инкам золотом, бататом и лучшими воинами. Я плачу вместе с тобой, Бочика. Я касик народа кавампа Сулимуа. Все кавампа плачут вместе с тобой.

Сулимуа обернулся и что-то крикнул своим людям на языке, которого Яшка не понимал. И многие послушно заплакали – настоящими слезами.

И было отчего горевать. Давным-давно с севера откочевало племя кавампа в плодородную, богатую дичью и рыбой долину реки Уткубамба. Кавампа, хотя и утратили древние знания и разучились строить из камня, считали себя наследниками могучего когда-то союза племён Чибча. Даже золото и медь в деревне плавил присланный сюда вместе с семьёй кузнец Чинас из другого племени.

Только и помнили кавампа что древнюю легенду о добром боге Бочике, белом старце с белой бородой, который явился когда-то с восточной стороны неба, спустился на землю по радуге и показал всем куна, гуайми, муискам, кавампа и другим жителям страны Чибча, как возделывать землю, выращивать хлопчатник, кукурузу и батат, как разводить морских свинок, как делать ткани из шерсти и хлопка, каким богам следует поклоняться. Бочика ушёл по радуге обратно, пообещав вернуться.

Здесь, на берегах Уткубамбы, впадающей в Нуанкабамбу[1], кавампа вошли в племенной союз Чачапуйа и зажили тихо и мирно. Лишь изредка воевали с соседями и с дикарями из сельвы. Себя кавампа дикарями не считали, потому что возделывали землю, хотя прежде предпочитали этому скучному занятию охоту и рыбалку. А когда побеждали, устраивали пиршества с поеданием сердца, печени и правой руки поверженного врага и сушили головы противников. Как же без этого? Не по-людски…

Но лет пятьдесят назад благоденствие закончилось. С юга пришли бесчисленные отряды завоевателей кечуа во главе со своей правящей кастой инков, сынов Солнца. Кровавый царь Тупак Инка Йупанки в нескольких сражениях разгромил союз Чачапуйа, и кавампа, как и многие другие племена, стали рабами инков.

 

__________________

[1] На современных картах эта река называется Мараньон; при слиянии с рекой Укаяли на территории Перу образует великую Амазонку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34