По следам инков. Первые главы
Инки запретили есть людей и самовольно устраивать военные вылазки против соседей в долине Уткубамбы и за горным хребтом. Приказали выращивать кукурузу на царских полях и намывать в реке золото. Заставили рыть шахты в твёрдой породе у подножия гор и добывать изумруды, малахит и алмазы. Научили вождей-касиков говорить на кечуа. Разбили идолов Бочики и велели поклоняться своим божествам – Солнцу и Виракоче. Хорошо хоть не переселили в другие края, как поступали с другими племенами, проявившими хоть малейшее непослушание. Только отправили в столицу Куско несколько вождей с семьями в качестве заложников.
Как только заканчивался сезон дождей, в деревню Халайу являлся сильный военный отряд инков, собирал дань золотом, драгоценными камнями, кукурузой с царского поля. Самые сильные юноши и самые красивые девушки должны были тащить всё это на себе, потому что лам в этой жаркой долине не разводили. И редко кто из этих людей возвращался. Мужчины строили дороги, города, крепости и храмы. А те, кто попадал в армию, всё время где-то воевали, потому что империя инков Тауантисуйю постоянно расширялась.
Тупак Инка Йупанки покорил множество провинций, дойдя до царства Кито, а затем знамя победителя подхватил его сын – Вайна Капак, также совершивший великие завоевания. На севере Тауантисуйю достигла коренных земель страны Чибча. На юге – засушливой страны Чили.
Кавампа не следили за сменой правителей, они только знали, что ежегодно к ним приходил инкский отряд, чтобы в очередной раз забрать то, что предназначалось Единственному и его Отцу-Солнцу.
Вот только в этом году отряд почему-то не появился…
Тяжёлым бременем легла на плечи бедных кавампа неволя. Бывшие отважные охотники за головами постепенно превращались в жалких трусов. И, конечно, до полусмерти перепугались, когда увидели нечто, возникшее из белого тумана.
На поляне посреди деревни собрались мужчины во главе с касиком Сулимуа. Решали насущную проблему: что лучше – калечить или прятать лучших юношей и девушек, когда снова явятся инкские сборщики дани. Вдруг прямо в центре круга заклубился белый туман, и из тумана явился странный белый человек в странной одежде, со странным предметом в руках. Явился, сказал, что у его ног стоит вака[1], и лишился чувств.
Понятно, что это бог или великий колдун, запросто общающийся с богами и духами. Только кто именно? Касик Сулимуа и некоторые оптимистически настроенные его соплеменники подумали, что это явился сам Бочика спасти бедных кавампа от напастей. Большинство же оказались пессимистами. Пришелец хоть и белый, но без бороды – вон какой-то жалкий пушок на подбородке. И прибыл не на радуге, а откуда-то из тумана. А металлический квадратный ящик у его ног – так вспомните миф об Идакансасе, злом демоне, который хранит в серебряном сундуке болезни, засуху и ядовитых змей.
Что же делать бедным кавампа в связи с чудесным появлением неизвестно кого? Индейцы ещё не менее получаса спорили, ожесточённо жестикулируя, взывая к духам и произнося клятвы. Загадочный белый, пугаясь каждого вопроса и ещё больше пугаясь собственных ответов на кечуа, пояснил, что он не является Бочикой, а равно и Идакансасом. Он ничего не знал ни о том, когда придёт инкский отряд, ни о том, уродится ли хлопок в этом году. Он упорно твердил, что прибыл из Ельца, но никто не знал ни звезды, ни страны с таким названием. И мудрый вождь Сулимуа принял решение.
– Уаска, – произнёс он одно слово.
И все, кто был рядом, одобрительно закивали и передали это слово тем, кто не расслышал. Варить уаску, наркотический напиток из священного для кавампа корня растения, которое собирают там, где заканчиваются джунгли и начинаются горные луга. Уаска открывает истину.
_______________
[1] Вака на языке кечуа означает разного рода святыни.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34