По следам инков. Первые главы
Глава 6
СВЯЩЕННЫЙ НАПИТОК УАСКА
1533 год, июль. Южная Америка.
Северное Перу, деревня Халайу
Переместившийся посредством волшебной железной книги, а точнее, аппарата для путешествий во времени «Фаэтон» на 186 лет назад поповский сын Яков Чудилин сидел на красноватой, хорошо утоптанной земле и изо всех сил щипал себя за левую руку.
– Господи, прости мои прегрешения. Господи, я сплю? Сплю?
Но сон не прекращался. Вокруг собирались люди. Бронзовотелые мужчины в небольших передниках. У некоторых были копья с каменными и медными наконечниками. Женщины в юбках из какой-то соломы. Голые дети. Старики и старухи. Неподалёку, за их спинами, виднелись хижины, крытые не то корой, не то невиданной величины листьями. За хижинами – густой лес. Ещё дальше – высокие горы. За деревьями поблёскивала на солнце широкая река.
Яшка попытался взять себя в руки и начать соображать. Ладно, он не спит. Ладно, задолго до изобретения автоматики и электроники он усвоил главный закон автоматики и электроники: не нажимай кнопку, назначение которой тебе неизвестно. Как он тут очутился – Бог весть. Но где он хотя бы? Кого же эти люди ему напоминают? Полуголые, бронзовокожие, с калмыцкими глазами – дикари и нехристи… Что-то вроде этого он видел на ярмарке, какие-то картинки… Точно! Один купец из Нижнего продавал в Ельце лубки – раскрашенные, забавные. «Мужик нанял медведя ульи стеречь», «Царь Петр Алексеевич бьёт свейского короля Каролуса», «Как старовер водкой оскоромился», «Людоеды в Америке желают из латинского попа шти сварить». Людоеды!
Дикари осторожно приблизились. В отчаянии Яшка схватил лежащий рядом «Фаэтон», хотя секунду назад сам себе клялся не прикасаться к дьявольской вещице. Дикари дружно отпрянули. В их непонятной речи чаще всего можно было расслышать три слова. Когда они указывали на «Фаэтон», слышалось «вака», когда на Якова – «идакансас» или «бочика». Несмотря на численное превосходство, они боялись его не меньше, чем он их.
Наконец один из них, человек крепкого телосложения, с чёрными волосами, завязанными на затылке в сложный узел и украшенными зелёными и красными птичьими перьями, с расписанным жёлтой и белой краской телом, приблизился к Яшке и сел на корточки метрах в трёх от него. Мужчина что-то спросил, сдержанно жестикулируя. И произнёс ещё несколько фраз, указывая на себя, на стоявших вокруг людей, на небо, на деревню, на лес. По причине растерянности и невладения иными языками Яшка представился по-русски:
– Яшка я. Яков Петров сын Чудилин из Ельца. Мой батюшка иерей… священник, то бишь… колдун по-вашему. Из России я. А Россия-то…
Где находится Россия и имеет ли смысл задумываться над такой проблемой, парень не знал. Но зачем-то добавил:
– Прибыл к вам, люди, при посредстве сей махины немецкой работы… А может, и не немецкой… Прибыл это… проповедовать слово Христово.
Тут Яков осёкся, снова явственно вспомнив лубок с людоедами и латинским попом, который тоже прибыл проповедовать слово Христово. Сидящий напротив него произнёс с вопросительной интонацией:
– У кача интип? У кача кольа?
И тут Яков ощутил себя настоящей игрушкой в руках не Бога, не чёрта, а неизвестно кого. Может, сей махины немецкой работы. Он понял сказанное ему собеседником, хотя мог поклясться на Евангелии, что впервые слышал этот язык. Яшка по непонятной ему причине даже знал, что он называется руна сими и является международным средством общения в этих краях[1]. Якова спрашивали: «Ты посланник солнца? Ты посланник луны?»
___________________
[1] Этот язык – кечуа – до сих пор существует, и на нём говорят несколько миллионов жителей Перу.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34