По следам инков. Первые главы

После завершения всех работ начался раздел пахотных участков. Вся пригодная для возделывания земля делилась на три части. Одна закреплялась за общиной – главной базовой единицей государственного устройства инков, вторая принадлежала Солнцу, третья – сапа инке. Все три участка обрабатывала, разумеется, местная община. Таким образом, налог составлял две трети произведённого продукта. И не важно, что это было: плоды деревьев, маис или листья коки. Собранный налог шёл не только на содержание храмов и клана правителей, но и составлял резервный фонд на случай неурожая или иных природных катаклизмов. Запасы продуктов уходили и на содержание многочисленной армии, а также рабочих, привлечённых к общественным работам. В государстве инков никто и никогда не умирал от голода. И ценой такой «сытой» жизни для покорённых племён была потеря свободы.

Главной в государственном устройстве инков была община. Её силами осуществлялось управление провинцией. Помимо обработки земли, добычи золота и драгоценных камней, община занималась набором воинов в армию и отправкой людей на общегосударственные работы: строительство и ремонт насыпных террас, оросительных каналов, хранилищ провианта, храмов, дворцов, крепостей, мостов и так далее. И община же заботилась о семьях командируемых, обеспечивая их всем необходимым на время отсутствия кормильца. Старики и больные также содержались за счёт общины. А когда появлялась новая семья, жильё для неё строили всем миром.

Однако жизнь подданных – всех, вплоть до последнего пурехского[1] двора, – находилась под строжайшим контролем. Даже во время трапезы пурехи должны были держать двери своих домов открытыми настежь, так как представитель власти мог в любой момент прийти и поинтересоваться, что едят общинники. Каждый начальник точно знал, с кого ему следует спросить и кто спросит с него самого. При сапа инке состоял специальный человек, информатор и шпион, который докладывал обо всех выявленных беспорядках. Простых смертных просто казнили. А для знати – это касалось опасных бунтовщиков – в Куско существовала тюрьма Самка-уаси. В этой тюрьме не отбывали наказание, там выясняли виновность предполагаемого преступника. В Самка-уаси имелось страшное, полное хищных зверей и змей подземелье, куда и бросали подозреваемого. Если он по прошествии нескольких дней не погибал, то считался невиновным. Однако тюрьмой пользовались очень редко, так как в империи Тауантисуйю был практически идеальный порядок. Каждый знал своё место, и каждый был под контролем. Казалось, сыны Солнца контролировали даже мысли своих подданных. Не раз случалось, что преступник сам шёл признаваться в своих грехах.

Да, в Тауантисуйю царил идеальный порядок. Может быть, присоединённые провинции и тосковали по утерянной свободе, но со временем они усвоили непреложную истину: сопротивляться инкам бессмысленно, только беспрекословное подчинение Единственному – залог того, что они будут сыты и обуты.

Ну а чтобы у простых смертных не было времени на раздумья о смысле жизни и превратностях судьбы, вопрос праздности, безделья и лени у инков был решён радикально. Даже немощные старики и убогие должны были платить налог, а значит, работать. Налог выплачивался… вшами. Да, вшами, и в этом не было ни капли насмешки или иронии. Собственно, трудовая деятельность этой группы населения в том и состояла. Таким способом инки боролись с бездельем, а заодно и с антисанитарией. Случалось, та или иная община просто не могла заплатить налог: по причине неурожая или какого-нибудь стихийного бедствия – землетрясения, например. Тогда все общинники автоматически попадали в группу убогих и платили вышеуказанный налог. Каждый обязан был раз в четыре месяца сдавать довольно большую камышинку, заполненную живыми вшами. Конечно, ни одна община не страдала от голода, даже в неурожайные годы – всех жителей снабжали продовольствием, но так называемый сбор вшей приучал людей к неукоснительной выплате податей.

Что касается представителей правящей касты побеждённых, то их, чтобы они даже и не помышляли о бунтарстве, отправляли с семьями в Куско – служить при дворе сапы инки. Это обучение-приручение длилось иной раз годами. Видя роскошь столицы Тауантисуйю, наблюдая, как беспрекословно все подчиняются владыке, побеждённые воочию убеждались в силе и могуществе Единственного, ясно понимая, что только путь активного услужения и повиновения приведёт их самих и их будущих наследников к безбедной жизни, полной радостей и удовольствий. Однако жизнь эта не обещала быть праздной, так как будущие кураки – так они станут называться, когда возглавят свою же собственную провинцию, разумеется, под руководством одного из ближайших родственников Единственного, – чётко уяснили, что сыны Солнца питают лютую ненависть к безделью.

 

_____________

[1] Пурех – крестьянин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34