Ниндзя. Секреты «искусства скрытности». Ига Уэно — город ниндзя
© Татьяна Семёнова, «Ниндзя. Секреты искусства скрытности»
В сентябре 1579 года девятитысячная армия Нобуо, разделившись на три колонны, перешла границу провинции Ига и двинулись через горные перевалы. Планировалось нанести удар с трёх сторон, взять в кольцо воинов ночи и уничтожить. Самый большой отряд возглавлял сам Нобуо.
Несмотря на то, что план захвата держался в строжайшей тайне, ниндзя, используя свои шпионские навыки, узнали всё, что задумал Нобуо. Они заранее подготовились к нападению и заняли позиции высоко в горах. Сверху, разбившись на группы по сто человек, они наблюдали за движением войска. Первой их целью была колонна Нобуо. Она двигалась к ущелью перевала Нагано. Ниндзя планировали именно там дать главное сражение войску самураев. Дать сражение ночью. Потому что именно ночью они могли быть невидимы и не слышимы. Недаром их звали воины ночи. Но колонная Нобуо двигалась быстро и ниндзя приложили максимум усилий, чтобы её задержать: перекрывали дорогу огромными валунами, делали насыпи, ставили ловушки. Ниндзя делали всё, чтобы колонна вошла в ущелье, когда солнце начнёт садиться.
Нобуо прошёл ущелье. Впереди открылась долина и семь деревень. Разделил колонну на семь частей, он приказал напасть на деревни, разграбить и уничтожить жителей. Воины в азарте бросились в долину. Защитники деревень были готовы к нападению и встретили самураев градом стрел и пуль. Завязался жестокий бой.
Солнце почти село, туман и сумрак окутал землю. Поднялся сильный ветер и пошёл дождь. Отряд ниндзя, прятавшийся в горах, ударил противника в тыл, отрезав путь к ущелью. Их было не видно, этих воинов ночи, они, как демоны разили самураев, появляясь из темноты и тут же исчезая. Кто-то из воинов Нобуо бросился к ущелью, но их встретили неуловимые ниндзя. Завязался бой. В темноте было не разобрать кто свой, а кто чужой. Началась паника. Воины метались, наносили удары мечом по своим. Убитых было несчётное множество. Куда бы воины не бежали: в лес, в болото, в горы, в долину… везде их настигали будто взявшиеся из ниоткуда ниндзя.
Отчаявшиеся самураи, не зная куда убегать и что делать, убивали себя. Оставшиеся две колонны так же были заблокированы на узких тропах и между скал. На них сыпались груды камней и стрел. Во мраке ночи ниндзя нападали на воинов сзади и убивали с одного удара. Это была кровавая ночь, кровавое безумие…
Половина самурайской армии была уничтожена. Самому Нобуо и его полководцу Такигаве удалось скрыться.
Когда Ода Нобунага узнал о сокрушительном поражении, он не мог поверить своим ушам. Девять тысяч хорошо вооружённых воинов не могли справится с разрозненными малочисленными отрядами ниндзя, насчитывающими не более двух тысяч воинов, а может быть и меньше. Никто точно не знал, сколько их было. Ода не мог стерпеть такого унижения своего рода.
Однако он не стал нападать сразу. Собрав многочисленное войско – сорок шесть тысяч – он разработал хитрый план. Имея преимущество в количестве, он окружит отряды ниндзя, возьмёт в кольцо и оттеснит к крепостям. Там они будут заперты как мыши в мышеловке. Пусть осада продлится долго, он готов был ждать, но никому не даст выйти из крепостей живым. Нобунага понимал, что ниндзя хорошо сражаются, когда имеют возможность перемещаться, уходить в горы, прятаться, рассеиваться, а потом нападать. Запертые в крепости, они не смогут вести полноценную войну.
27 сентября 1581 года армия Оды Нобунаги вошла в провинцию Ига по шести направлениям: две колонны шли с востока из провинции Исэ, две с севера из Коги и две с запада из Ямато. Среди полководцев были и его сын Набуо, и полководец Такигава.
Ниндзя смогли набрать только четыре тысячи воинов, из них 700 были профессиональные ниндзя. Это было отчаянным решением – сражаться против 46-ти тысячной армии. Но они сражались. Сражались яростно, на смерть. Выдерживали долгие осады, делали вылазки из крепостей, нападали, уничтожали отряды… Те, кому удалось выйти из окружения, собирались в группы и нападали на самураев с тыла, в основном ночью, нанося армии существенный урон. Но самураев было слишком много.
Захваченные крепости и деревни Ода Нобунага приказывал сжечь дотла, а всё население уничтожал от мала до велика. Тактика «выжженной земли» превращала провинцию Ига в опустошённую землю. В ноябре была взята последняя цитадель ниндзя – родовой замок клана Момоти.
Оставшихся в живых ниндзя преследовали и убивали. В японской летописи «Иранки» было написано: «Остатки бежали в горы Касугаяма, что на границе с провинцией Ямато и рассеялись там. Но Цуцуи Дзюнкэй преследовал их через горы, наводя о них справки и разыскивая беглецов… Точное количество зарезанных и разорённых до сих пор неизвестно…»
Провинция Ига полностью перешла под управление Нобунаги. Кланы ниндзя были объявлены вне закона. Те ниндзя, кому удалось скрыться, перебрались в другие провинции. Часть из них замаскировалась под обычных крестьян, другие поступили на службу к князьям, некоторые ушли в разбойники и даже, сколачиваясь в группы, нападали на отряды самураев. Они потеряли землю, но не потеряли знания. Они были объявлены вне закона, но, поступив на службу к самураям, создавали свои школы ниндзюцу.
На Нобунагу было совершено не одно покушение. Провинцию Ига он всегда посещал с предельной осторожностью, держа при себе не одну сотню охранников. Ведь где-то в горах ещё оставались скрывавшиеся от всех ниндзя. И они желали лишь одного – отомстить. За смерть близких, за изгнание. Но разоривший провинцию Ига Ода Нобунага погиб не от рук ниндзя. Его предал собственный полководец.
29 мая 1582 года Нобунага остановился в Киото, в храме Хонно-дзи. Нобунага готовился к войне с родом Мори. Вернее, война уже началась и Нобунага послал своего лучшего полководца Акэти Мицухидэ на передовую. Сам он планировал прибыть позже и возглавить наступление. Но ночью 2 июня войска Акэти Мицухидэ вместо передовой появились в Киото и окружили монастырь, где находился Нобунага. Воины взяли храм штурмом. Охрана Нобунаги была слишком малочисленная. Сам Ода сражался отчаянно, но проиграл. Как истинный самурай, он предпочёл смерть пленению и совершил харакири.
Оду Набунагу считают объединителем земель. Его эпоха закончилась твёрдым укреплением сёгуната.
Прошло не одно десятилетие, прежде чем внуки и правнуки тех изгнанных ниндзя стали возвращаться в родные края. И сейчас, идя по улицам Ига Уэно, вы можете встретить потомков ниндзя из знаменитых кланов, некогда сыгравших немалую роль в истории Японии.
А что же было после захвата самураями провинции Ига? Все земли были поделены между полководцами и аристократами. В Ига установилась власть сёгуната. Долгое время ещё продолжалось выслеживание прятавшихся ниндзя. За поимку ниндзя давали земли и деньги. Самих ниндзя жестоко убивали.
В японской истории сохранились рассказы про Исикаву Гоэмона – легендарного японского героя-разбойника конца XVI века, непревзойдённого ниндзя. Исикава грабил богатых и раздавал награбленное бедным. Этакий японский Робин Гуд. По одной из версий он был сыном знаменитого ниндзя Момоти Сандаю, известного как ниндзя-призрак (Я о нём писала в начале. Этот тот ниндзя, которого хотели убить при помощи куниц). Он в совершенстве владел «искусством быть невидимым» и уступал лишь одному человеку во всей Японии – «невидимке» Сасукэ из Кога. Говорят, что во время бойни в Ига, ему удалось спрятаться в горах, а после он бежал в монастырь Нэгоро‑дзи в соседнюю провинцию Кии. Жили там достаточно воинствующие монахи, в конечном итоге именно там зародилась школа ниндзюцу Нэгоро‑рю.
Монастырь был сожжён в 1585 году. Но речь не о нём. Исикава несколько раз покушался на жизнь Оды Нобунаги. Это был именно тот ниндзя, который проник под крышу в спальню Оды, протянул нить и скапывал в рот самураю яд. Отравление не удалось. Финал жизни Исикавы страшный. Он пытался убить Тоётоми Хидэёси, который подхватил знамя полководца после смерти Оды Нобунаги. Тоётоми был так же жесток, как и Нобунага и во многом продолжал его политику: нещадно расправлялся со всеми противниками и громил буддийские монастыри, те что пытались противостоять ему. Он-то и поджёг монастырь Нэгоро-дзи, предварительно перебив всех монахов.
Попытка убийства у Исикавы не удалась. Он был схвачен и живьем сварен в котле с кипящей водой вместе со своим единственным сыном. Рассказывают, что Исикава пытался спасти своего сына, держал его над головой, но затем, поняв, что гибель неизбежна, он сам опустил его глубоко на дно котла, чтобы ребёнок не мучился и умер быстро. Сам он вынес все страшные муки и погиб, сварившись заживо. Правда, у этой истории есть и утешительная версия. Будто бы, когда Исикава держал ребёнка над головой, мальчика пожалели и взяли у него из рук, спасли от смерти. Но сам ниндзя умер мучительной смертью. Так или иначе эта страшная казнь надолго сохранилась в народной памяти. Эта практика – заживо варить в котле преступников – была в Японии достаточно распространённой в Средневековье.