Ниндзя. Секреты «искусства скрытности». Ига Уэно — город ниндзя

© Татьяна Семёнова, «Ниндзя. Секреты искусства скрытности»

⬅ предыдущая страница

У ниндзя был и свой тайный язык. Если им нужно было передать информацию, они использовали разноцветные зёрна риса. Их прятали в определённых тайниках, которые готовили заранее. Рис окрашивали в пять цветов – красный, жёлтый, белый, синий и чёрный. Комбинируя цвета и количество зёрен можно было оставить послание, когда не было возможности принести информацию лично.

 

Ёмкости для хранения цветного риса

 

У ниндзя была своя тайная дорога. Называлась она Га-но-мити (Ga-no-michi). Японцы произносят: Га-но-мичи. (но не жёсткое «ч», а близкое по звучанию с «т») Эта секретная горная дорога соединяла города и деревни кланов ниндзя. На Га-но-мити были свои секретные тайники, где ниндзя оставляли послания друг другу, прятали оружие. Даже были места, куда контрабандой привозили оружие и торговали им. Кстати, ниндзя умели обращаться и с огнестрельным оружием. В 1543 году португальские купцы ввезли в Японию мушкеты, и местные оружейники наладили их выпуск. Ниндзя пополнили свои оружейные арсеналы мушкетами и успешно их применяли во время своих тайных операций, но всё равно предпочитали холодное оружие. Надёжнее и, по их мнению, эффективнее.

Так, например, один отчаянный ниндзя по имени Сугитани Дзэндзюбо пытался застрелить из мушкета Оду Нобунагу. Но пули не смогли пробить защитный панцирь полководца. Ниндзя удалось уйти. Ода, понятное дело, объявил на него охоту. Искали беглеца четыре года – ниндзя умели прятаться и маскироваться. В итоге, его поймали. Скорее всего, его просто предали. Нашлись люди, возможно даже из другого клана ниндзя, которые выведали его местонахождение.

Ода Нобунага не прощал тех, кто пытался его убить. Он подверг Сугитани самой жестокой казни – нокогири-бики. Возле дороги в окрестностях замка Гифу выкопали яму, несчастного Сугитани вкопали по пояс и рядом положили бамбуковую пилу. Любой мог подойти и отпилить вкопанному человеку голову. Люди подходили, смотрели, но желающих совершить страшный акт не находилось. Тогда Нобунага приказал привести случайных людей с тем, чтобы каждый из них делал по одному-два надреза. Хроникёры пишут, что казнь длилась шесть дней. Вообще, эту страшную казнь (нокогири-бики) не часто практиковали в Японии. Слишком зверско она выглядела даже для японцев. Отменили её в 1603 году.

Возвращаясь к тайной дороге, можно сказать, что это были тайные тропы только посвящённых. Простой ниндзя (учитывая, что ниндзя периодически служили разным самураям и иногда становились соперниками) про дорогу Га-но-мити (Ga-no-michi) не знал. Иначе она бы стала проходным двором. Тайна дороги ушла в небытие вместе с посвящёнными ниндзя. Сейчас никто не может отыскать эту дорогу. И нет никакой информации о ней. А ведь в тайниках могут лежать очень интересные вещицы и может быть даже утерянные рукописи.

Почему эта дорога называется «Га» можно только предположить. Приставка «ga» обычно используется в названиях родных городов ниндзя Ига и Кога. Если на карте Японии искать названия мест, содержащих «ga», то, скорее всего можно найти связь.

Когда я выясняла подробности про тайную дорогу, то вспомнила наш комедийный фильм «Каникулы строгого режима». Дело происходит в пионерском лагере, а вожатыми там подвязались бывший спецназовец и уголовник (актёры Дюжев и Безруков). Очень смешной фильм. В финале бандиты захватывают в заложники детей, и один мальчишка кричит странную фразу на японском, которую ему посоветовал произносить в случае опасности вожатый-уголовник: Хана-но-мити (Hana-no-michi). И тут же в небе появляется вертолёт. В переводе «Хана-но-мити» означает «дорога цветов». Это название применяли к японскому театру, вернее, помосту через зрительный зал, по которому актёры выходили на сцену. Данный перевод доношу для тех, кто так и не понял странную фразу в конце фильма : )

В рядах ниндзя были не только мужчины, но и девушки – куноити. И они были не менее опасны. Если мужчине-ниндзя не удавалось убить свою жертву, то задание выполняли куноити. Они могли перевоплотиться в гейшу или служанку. Входили в доверие к жертве и убивали её. Немалое количество самураев погибло от рук прекрасных гейш, которые на самом деле оказывались подосланными куноити. Их нанимали и самураи, и даже сёгуны.

Женщины-ниндзя использовали заколки для волос, веера, кольца, накладные когти – «неко-те», пропитанные ядом (об этом я писала выше). Так же они работали в качестве шпионов, выведывая нужную информацию. В средневековой Японии даже ходила поговорка: не существует дома, в который куноити не смогли бы проникнуть. Их боялись, пожалуй, даже больше, чем мужчин-ниндзя. Любая девушка могла оказаться куноити. Рассказывают, что однажды молодой самурай спросил старого воина: «Как спастись от женщины-ниндзя?» Тот ответил: «Люби только свою жену».

Выступление ниндзя школы Ига-рю в Ига Уэно

 

 

Про секреты ниндзя можно рассказывать очень долго, но я, пожалуй, закруглюсь, поскольку формат «Заметок путешественника» не позволяет мне «растекаться по древу». А очень бы хотелось ещё о многом рассказать.

Чтобы до конца прочувствовать дух ниндзя, мы отправились на представление, которое показывали профессионалы ниндзюцу. Причём, эти мастера, как я уже писала раньше, являются потомками настоящих средневековых ниндзя клана Ига. Зрелище красочное. Показывали не только мастерство в поединках разными видами оружия, но и разыграли целый спектакль. Были и смешные эпизоды, но в основном страшновато. Всё это оружие (на фото ниже) крутилось и вертелось в руках мастеров со страшной скоростью. Особенно страшно было смотреть на поединки, когда в ход пошло самое смертоносное оружия ниндзя –  синоби-гама, остро заточенный серп, который ещё называют «косой смерти». Я о нём писала выше.  К сожалению, фотографировать было нельзя. Но несколько фоток я всё-таки сделала, чтобы хоть что-то осталось на память.

 

Хитрые японцы тоже потихоньку фоткали. Думаю, все эти запреты на фотографии совершенно бессмысленная тема. Насчёт видео соглашусь. Всё-таки эксклюзивная программа, вдруг украдут контент. Хотя, конечно, повторить то, что делали мастера ниндзюцу практически невозможно. Ну а просто фотографии – это даже своего рода реклама. И потом, что ещё важно. Со временем впечатления стираются, даже забываются. А фотография на память – стимул оживить воспоминания.

Эти фото не мои. Я их выудила из интернета. Кому-то из японцев удалось сфотографировать интересные моменты выступления  

 

 

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12