Япония. Город Хэйдзё-кё (современная Нара). История о том, как простой монах чуть не стал императором
Что касается 15-метрового бронзового Будды, то статую закончили ваять лишь 751 году. После чего состоялась главная церемония – «Открытие глаз Будды». И происходило это так. Главный монах стоял рядом со статуей. В руке у него была огромная кисть, а к ней привязано 12 длинных шнуров. Все присутствующие брались за шнуры. Это означало, что все они стали причастными к священному действу. Главный монах рисовал в глазах статуи зрачки. И Будда становился зрячим. Значит, теперь он всё видел и можно было обращаться к нему за помощью.
Чтобы оценить масштабы, я сфотографировалась рядом с троном Будды. Вернее, сбоку от трона. Здесь видна боковая часть золотого трона ▼
В храме есть ещё несколько божеств — Небесные Цари, охраняющие Будду, высотой более 8 метров ▼
На статую были использованы почти все запасы бронзы – 400 тонн. И 150 тонн золота. Казна практически опустела. Это было немыслимо. Страна фактически стала банкротом. Но для императора Сёму это было уже неважно, потому что на следующий год после окончания строительства в 746 году он отрёкся от трона и ушёл в монахи, объявив себя слугой Будды. Бразды правления он передал своей дочери Кокэн, которая и стала императрицей Японии. И вот тут начинается самая интересная интрига, где главная роль досталась монаху Докё.
Прибыл ли Докё до эпидемии или после – неизвестно. Известно, что в 748 году он уже служил в храме Тодай-дзи.
В истории часто случается — когда на трон восходит женщина, то главная скрипка достаётся её фавориту. А фаворитом у императрицы стал буддийский монах Докё. Согласно хроникам, он вылечил Кокэн от болезни (какой – неизвестно), после чего та приблизила его к себе. История знакомая и даже обычная (взять хотя бы нашего всесильного Распутина – тоже монах и тоже целитель. А какую карьеру сделал!).
Докё воспользовался выпавшей ему удачей и начал постепенно прибирать власть к рукам. Со временем все важные административные посты заняли буддийские монахи и родственники Докё. Буддисты «приватизировали» многие синтоистские храмы и стали владельцами огромных владений, причём налоги в казну не платили.
Ещё раньше, в 723 году, за год до начала правления Сёму, предыдущий император выпустил указ, казалось, вполне разумный – тем, кто поднял и освоил целинные земли, создал на них ирригационную систему, получает эти земли в частную собственность на три поколения без выплаты налогов. Надо сказать, что до этого все земли принадлежали государству и давались в аренду аристократам и крестьянам, за что те платили налоги в казну.
В 743 году императором Сёму отменил указ «три поколения – одна жизнь» и выпустил новый, вводивший право «вечного частного владения освоенной целиной». Этим сразу воспользовались монахи (собственно, именно они были инициаторами нового указа) и закрепили за собой вечное право на землю. Теперь никто не мог их изгнать и отобрать наделы. К тому же не надо платить никаких налогов. Не жизнь, а малина. В этом монахов поддержали знатные роды, которые тоже под шумок разжились землицей. Но разве они могли знать, как далеко пойдут монахи?
Новая императрица Кокэн так же, как и её отец, была рьяной поклонницей буддизма. Монах Докё стал её правой рукой, свободно входил в её покои, был её личным советником. Чем дальше, тем сильнее креп союз императрицы и монаха. Некоторые поговаривали, что Докё был не только духовным наставником, но и любовником императрицы. Эти странные отношения хранят тайну до сих пор. Но надо сказать, на момент излечения Кокэн от недуга ей было 45, а монаху под пятьдесят. Однако, как говорится, любви все возрасты покорны.
Войдя во власть, буддийские монахи вытеснили знатные самурайские роды. Как монахи умудрялись совмещать духовное и материальное – бог весть. Но совмещали как-то… Ведь кто откажется от власти, когда она сама плывёт в руки?
Были и недовольные. Жене бывшего императора Сёму, не нравилось укрепляющаяся власть буддийских монахов. Хотя сама она покровительствовала буддизму, но не с таким рвением, как её муж. Она не забывала и синтоистских богов, поддерживала исконно японскую религию и духовно и материально. Она происходила из рода Фудзивара и желала, чтобы люди из её клана или хотя бы истинные аристократы занимали посты министров, а не какие-то безродные монахи. Но её власть была ограничена. Она не могла изменить порядок, навязываемый Кокэн.
В начале царствования Кокэн министром и советником был Накамаро Фудзивара. И поначалу Кокэн благоволила ему. Он активно занимался государственными делами и был любим народом. Накамаро освободил немало рабов, понизил налоги и уменьшил процент по так называемым «рисовым ссудам». Он не растрачивал деньги на строительство новых буддийских храмов, считая, что самый большой Тодай-дзи уже есть, и других поменьше тоже достаточно. Все эти налоговые послабления и запрет на строительство новых храмов вызывало недовольство Докё и императрицы Кокэн. И вскоре Фудзивара был смещён со своей должности, а так же смещены с должностей его соратники. На освободившиеся места пришли монахи.
Императрица Кокэн, так же как и её отец, попала под чары буддизма и в скором времени пожелала уйти в монахини, чтобы посвятить себя служению Будды. Но власть терять не хотела. Полагаю, в данном случае власть, скорее всего, не хотели терять монахи. Поразмыслив, Докё посоветовал Кокэн совместить две миссии: императорскую и монашескую. Кокэн эта идея пришлась по душе. Она передала власть новому императору Дзюннину, однако с оговоркой, что главными делами будет заниматься она, а Дзюннин только церемониями. И фактически в стране стали править два монарха.
В течение двух лет продолжалось это странное правление – из дворца и храма исходили противоречащие друг другу указы. Кокэн гневалась. И больше на главного советника и министра Накамаро Фудзивара, который, по её мнению, вносил смуту в умы министров и «раскачивал» самого императора Дзюннина. Для начала императрица отстранила с должности несколько министров, ставленников Фудзивара, а монаха Докё назначила на должность «великого министра-монаха». Тогда же монах получил сан сёсодзу – третья высшая ступень в иерархии буддийских монахов.
Докё сразу начал убирать из власти неугодных аристократов и ставить на их места монахов.
Представители древних родов, отстранённые от власти, не могли с этим смириться. Высокий административный пост получил безродный монах! Это немыслимо. Сместить монаха не представлялось возможным. Что им оставалось? Разве что попробовать чёрную магию? Они тайно похитили прядь волос Кокэн, произнесли заклинание, вложили волосы в череп и бросили в реку. Но не помогло.
Тогда Накамаро Фудзивара решил идти ва-банк и поднял мятеж. Но Кокэн оказалась готовой к такому повороту. Мятеж был подавлен, а Накамаро казнили. У монаха Докё больше не осталось соперников.
Знаменитый и всесильный род Фудзивара повержен. В своё время, лет сто назад, Фудзивара потеснили могущественный род Согу, представители которого фактически захватили власть в стране. Помимо всевозможных привилегий и важных государственных постов, только род Согу выдавал замуж своих дочерей за императоров, и после добивался, чтобы внуки наследовали власть (хотя, по законам Японии власть мог наследовать любой родственник императора). Именно тогда, свергнув Согу, представитель клана Фудзивара и получил эту фамилию. «Фудзивара» переводится с японского как «поле глициний». Фамилию в Японии могли носить только высшие аристократы.
После свержения клана Согу род Фудзивара получил главную привилегию. Теперь они выдавали своих дочерей замуж за императора, тем самым породнившись с почти небесным божеством. Супругой императора Сёму, как я уже писала, была одна из дочерей Фудзивара.
Собственно, борьба кланов в Японии всегда была ожесточённой. И конечно, незаменимыми помощниками в этой борьбе были ниндзя – тайные агенты и наёмные убийцы (подробно о ниндзя можно почитать здесь). Но чтобы аристократы вели борьбу с какими-то монахами – это было впервые. И унизительно для самурая.
После казни Накамаро Фудзивара монахиня-императрица Кокэн снова воцарилась в качестве единоличной правительнице, отстранив императора Дзюннина. Она взяла себе новое тронное имя – Сётоку. Несостоявшегося императора обвинили в сговоре с Фудзивара и сослали в дальнюю провинцию, где вскоре он скончался при таинственных обстоятельствах в возрасте 33-х лет.