Израиль. Общие впечатления
© Татьяна Семёнова. Текст является объектом авторского права. Использование материалов только с согласия автора
Не знаю, почему так популярна в Европе пословица: «Все дороги ведут в Рим»? Если уж говорить начистоту, то все дороги ведут на Святую Землю. Палестина (в широком географическом смысле) – это символ. Все значимые святыни привязаны к Святой Земле. Собственно, с Палестины и началась история трёх религий: иудаизма, христианства и ислама. Здесь Авраам заключил договор с Богом, здесь Иисус принял мученическую смерть на кресте, здесь путешествовал на небо пророк Мухаммед.
Современный Израиль просто «напичкан» святыми местами. Миллионы паломников-христиан едут сюда, чтобы прикоснуться к святыням, стать ближе к Богу. Здесь, правда, кроется одна опасность. У особо впечатлительных людей возникает так называемый «иерусалимский синдром». Явление странное, порой даже шокирующее. Люди бросаются телами на святыни, в прямом смысле слова: лобызают камни, крышки склепов, ящички с мощами… Особенно такого рода эйфория наблюдается в храме Гроба Господня.
Желающие пострадать паломники волокут на себе тяжеленые деревянные кресты по улице Виа Долорес (Дорога Страдания), им непременно хочется испытать те муки, что испытывал Христос. В больницах в Страстную неделю случаются наплывы «богородиц» с мнимой беременностью. На реке Иордан, месте крещения Христа, тоже случаются подобные эпатажные сцены.
Как говорят ушлые экскурсоводы, повидавшие много чудных туристов: «Евреям хорошо, храм разрушен, одна только стена и осталась. Стой и молись возле неё. А христиане, как приезжают в Иерусалим, пока обегают все святыни, да насмотрятся на неистово молящихся, крышу-то и сносит…»
И всё же, такого рода экзальтированных личностей не так много. Люди к святым местам приезжают не для того, чтобы испытывать муки, а с надеждой и верой. В таких намоленных местах всё кажется выстраданным, люди себя чувствуют ближе к Богу.
Хотя Израиль считается светской страной, рьяных поборников иудаизма, нетерпимых ко всему нееврейскому, там достаточно много. Не дай бог зайти в еврейский квартал в субботу в ненадлежащей одежде – можно получить удар камнем в голову или спину. Ультрарадикалы очень агрессивно настроены и к тем иудеям, которые не всегда исполняют законы Божьи. Могут побить возле Стены плача или не пустить в синагогу. А религиозных запретов там, между прочим, 365. Поди, соблюди их!
Конечно, представлять себе израильтян, которые с утра до вечера думают только о законах Божьих, неверно. Светских людей там большинство, они, разумеется, соблюдают основные религиозные правила, но без фанатизма.
В Израиле религия не отделена от государства и все религиозные праздники – праздники государственные.
Кстати, в Израиль мы приехали накануне большого праздника Йом Кипур – Судный день поста и покаяния, когда Всевышний определят людские судьбы на следующий год. В этот день (день считается от заката до заката) нельзя ничего есть, пить и делать. Не работают ни магазины, ни бары, ни рестораны. Самолёты не летают, поезда и машины не ездят. По телевизору тоже не вещает ни один канал. Такое впечатление, что наступил конец света. На замерших автомагистралях дети катаются на скейтах и велосипедах. (Вы увидите эти фотографии).
Израильтяне народ особенный. Они не только говорят на возрождённом древнем языке, но и в полной мере ощущают себя библейским народом. По существу, древний язык иврит не был забыт, но на протяжении двух тысячелетий он был почти исключительно языком богослужения. Во «времена рассеяния» евреи в основном говорили на идиш – смесь иврита со средневековым немецким, на ладино — смесь иврита с испанским, маграби — северо-африканская смесь иврита, арабского и французского. Создав своё государство в 1948 году, они возродили древний язык, сделали его государственным. Удивительное дело: они спокойно могут читать ветхозаветные тексты! Для сравнения – попробуйте почитать русские летописи! Русский язык, увы, изменился до неузнаваемости.
Если большинство европейцев, американцев и русских можно назвать людьми мира, легко адаптирующихся в любой стране, готовых без особого труда переменить место жительство, то израильтяне слишком привязаны к своей земле. Они так любят свою страну, так патриотичны, что, порой возникает зависть: почему у нас, в России, о патриотизме принято говорить с такой неловкостью, будто это осколки социалистического прошлого? Наверно, разгадка заключается в простой формуле: человек любит всё, что сделано своими руками. Израиль – молодая страна, построенная народом, мечтавшим две тысячи лет обрести родину.
Есть, правда, на мой взгляд, издержки такого выраженного национального единства. Паталогическая подозрительность ко всем неевреям. Эта подозрительность сквозит во всём: в разговорах, отношении, поведении, неулыбчивых лицах. Начинаешь испытывать некий дискомфорт уже при пересечении границы. Американский таможенный контроль по сравнению с израильским «тихо курит в сторонке». Если что-то израильскому офицеру не понравится, устроит допрос с пристрастием, а могут и вообще не впустить в страну.
Конечно, всё это объяснимо. Большую роль играет многолетний арабо-израильский конфликт за территории и водные ресурсы. Напряжённая обстановка в отдельных регионах, угроза террористических актов приводит к тотальному недоверию не только к палестинцам, но и к чужакам вообще.
Уже больше шестидесяти лет арабы и евреи противостоят друг другу. Одни хотят получить библейскую Родину в границах царства Давида, другие просто не понимают, почему они должны отдавать то, что им принадлежало со времён Османской империи и прочих арабских завоеваний. У каждого своя правда. Комментировать это бессмысленно, любое мнение будет носить оттенок предвзятости. Правда лишь в том, что, как ни крути, а переселение целого народа в страну со сложившимся населением и укладом явление весьма болезненное. Были ли такие прецеденты в истории? Да сколько хочешь! Взять хотя бы Америку. Да и сами израильтяне в своё время во главе с Моисеем пришли в отнюдь не пустынную землю.
Но надо отдать должное израильтянам: тысячи лет, находясь в рассеянии, они смогли сохранить свою культуру, религию, язык. Все они, приехавшие в Палестину из разных стран с разным менталитетом, встретились на небольшой территории и, объединившись, упорно стали строить своё собственное государство, защищать свои интересы и свою национальную идею.
Страницы: 1 2