Фантастический Брейгель. Ожившие ископаемые
© Татьяна Семёнова. «Фантастический Брейгель. Ожившие ископаемые».
Когда я писала книгу «Странник» о Древнем Израиле, через мои руки прошло огромное количество исторического материала. Мне кажется, всё, что было доступно, я прочитала и изучила. Однажды, копаясь в очередном материале, моё внимание привлекла картина Питера Брейгеля Старшего «Самоубийство Саула». Картина была написана в 1562 году, сюжет из Ветхого завета о самоубийстве первого израильского царя Саула. По всей видимости, художник не особенно заморачивался правдивостью исторических реалий, поэтому «одел» израильского царя и воинов-филистимлян в то, что посчитал красочным для художественного полотна, а именно в средневековую одежду римлян. Я всегда очень щепетильно подхожу к деталям в моих исторических книгах, будь то одежда, быт, городские реалии и пр. Поэтому данный «элемент» в картине мне сразу резанул глаза.
Библейский сюжет о Сауле описывает события далёкой древности – XI век до н.э. и, конечно, никаких доспехов тогда не было. Но художники прошлых веков частенько грешили подобными неувязками, поэтому, не сказать, чтобы я сильно удивилась римским доспехам. Однако, было в картине ещё кое-что, что меня по-настоящему озадачило. Но всё по порядку.
Питер Брейгель Старший, Самоубийство Саула, 1562. Музей истории искусств, Вена (кликните на рисунок, чтобы увеличить) ▼
На переднем плане картины доминируют полчища филистимлян и маленькая кучка теснимых израильтян, слева, как бы отдельно, несчастный Саул, с мечом в сердце. По библейскому сюжету, во время решающей битвы близ горы Гелвуй израильтяне были разгромлены филистимлянами. Раненый стрелами царь Саул обратился к своему оруженосцу с просьбой убить его, чтобы не попасть в плен к филистимлянам. Но оруженосец не смог убить своего царя и Саул вынужден был совершить самоубийство, заколов себя мечом.
Брейгель изобразил на картине печальный финал – умирающего Саула. Причём почему-то в железных римских доспехах.
Если внимательно рассматривать картину дальше, то взгляд останавливается на заднем плане. Виднеется река и какой-то замок на вершине горы, опять-таки почему-то средневековой конструкции. Через реку переплавляются воины, а вдоль реки движутся… внимание!.. странные животные, похожие на древнейших животных юрского периода – диплодоков или брахиозавров. Из рода завроподов.
Питер Брейгель Старший, Самоубийство Саула, 1562. Фрагмент со странными животными ▼
Думаю, ну Брейгель фантазёр. Мало того, что израильтяне и филистимляне в железных римских доспехах, ещё и диплодоков «приобщил к делу».
Но странность этой детали в картине состоит в том, что про диплодоков и динозавров люди узнали только в 19 веке. То есть наука археология возникла гораздо позже, чем Брейгель написал свою картину. Что же это получается? Брейгель – человек из будущего или ясновидящий? : )
Минуточку… Давайте разберёмся. Как бы кто не считал Питера Брейгеля Старшего продолжателем дела нетривиального Иеронима Босха, он, конечно, более реалистичен и вряд ли прибыл из будущего. Это шутка, разумеется. Брейгель – типичный представитель своего времени. Его картины реалистичны и в основном отражают повседневную жизнь, с подтекстом, разумеется, и весьма остроумным. Но с какой целью он изобразил диплодоков?
Выяснилось, что странными животными на заднем плане интересовались многие. Дотошные искусствоведы, естественно, уже давно разобрали картину «по косточкам», но к общему мнению так и не пришли. Возникали жаркие споры. Были, как водится, разные предположения и эзотерические в том числе. Всё-таки, как ни крути, а диплодоки там присутствуют.
Первые палеонтологи. «Костяные войны»
Итак, разбираемся. Во времена Брейгеля, в 16 веке, палеонтологии как науки ещё не существовало. Только в XVIII веке член французского географического общества Жорж Кювье начал серьёзно развивать эту науку, изучая ископаемые, используя сравнительную анатомию. И в общем-то, начало этой науки было положено совершенно случайно.
Благодаря счастливому стечению обстоятельств Жорж Кювье огорошил мир древним мозазавром. Учёный и коллеги обратили внимание на ящик, стоявший среди других вещей, недавно привезённых в музей. Там лежали неопознанные кости и череп какого-то существа. В пояснительной записке было сказано, что кости были раскопаны в 1770 году неким местным отставным армейским врачом Иоганном Хоффманом (Гоффман) в местечке Маастрихт (Нидерланды). Город-крепость на реке Маас. Этой находке было больше 20-ти лет. И попала она в парижский национальный музей естественной истории как трофей. Город Маастрихт был взят французской революционной армией в 1794 году. Все ценности были вывезены революционерами.
Да, кстати, этот городок примечателен и тем, что именно там был убит знаменитый мушкетёр д’Артаньян летом 1673 года, 25 июня. Убили выстрелом в голову во время осады Маастрихта. Легендарного д’Артаньян захоронили в церкви Святых и Павла на окраине Маастрихта.
Когда раскопали этот древний череп, армейский врач Хоффман был уверен, что это кости древнего кита. Эта ископаемая ценность переходила из рук в руки, за неё даже судились. Было время, когда церковники чуть не отобрали находку, полагая, что это останки какого-то святого. Вот до чего доходит фанатизм. А что, вполне закономерно. Каждая церковь хотела у себя иметь часть тела какого-либо святого для статуса и привлечения большего числа прихожан. Голов Иона Крестителя в наше время насчитывается не меньше семи, пятнадцать рук Иоанна Златоуста, девять черепов апостола Луки, бессчётное количество волос девы Марии… А тут такая находка удивительная.
В конечном итоге череп и кости неизвестного существа были помещены в ящик и отправились на хранение в мэрию. А через двадцать лет (1794 г.) французские революционеры объявили эту находку своим достоянием.
Фрагменты черепа мозазавра Хоффмана. Музей в Брюсселе ▼
Непонятно, как церковники могли разглядеть в этом черепе с зубами что-то святое. Даже отдалённо это не напоминало череп человека. Но может быть, это просто домыслы и байки французов? Но факт остаётся фактом. За этим черепом охотились многие. Рассказывают, что через два месяца после захвата города в Маастрихт прибыл сопровождавший французские войска геолог, который собирал всё самое ценное, в том числе относящееся к науке. Узнав про древний череп, найденный в каменоломнях, он приказал разыскать его. Предложил шесть сотен бутылок превосходного вина тому, кто первый найдёт артефакт и доставит ему в целости и сохранности. И череп был доставлен. А затем упакован в ящик и отправлен в Париж.
Что было дальше. Вскрыв ящик, коллеги Кювье с энтузиазмом стали выдвигать теории. Крутили-вертели череп так и сяк и почти пришли к мнению, что это… древний крокодил. Жорж Кювье, прежде чем высказаться, провёл скрупулезную работу и пришёл к мнению, что кости принадлежат древнейшей рептилии. Огромная голова и челюсть с множеством острых зубов, свидетельствовали о том, что это хищник. Находку назвали мозазавром «ящер с реки Моза». Кстати, как выяснилось, в отличие от крокодилов мозазавры были теплокровными. Описание этого древнего существа стало отправной точкой дальнейшей работы над скелетами древних существ. Именно тогда и начала развиваться палеонтология как наука.
Скелет мозазавра. Обитали в меловом периоде 70-66 млн лет назад в открытом океане и глубоких прибрежных водах. Некоторые особи достигали длины 17 метров ▼
Жорж Кювье по праву считается родоначальником палеонтологии. Он, кстати, первый в 1801 году описал птеродактиля.
Портрет. Жорж Леопольд Кювье (1769 – 1832 гг), родоначальник палеонтологии. 1800 г.▼
Жорж Леопольд Кювье выступает с докладом. Художник Альбер Шеро ▼
В 1815 году Уильям Баклэнд купил окаменелости, найденные близ Оксфорда. Почти три года они пролежали в ящике без дела, пока геолога не посетил Жорж Кювье. Он предположил, что кости принадлежат древнему хищному ящеру. Баклэнд дал ему имя мегалозавр. Беседа была столь увлекательной и даже азартной, что не на шутку взбудоражила Баклэнда. Он увлёкся палеонтологией.
Портрет Уильяма Баклэнда ▼
И дальше пошло по нарастающей. Неизученный пласт древнейшей истории захватил умы многих учёных. Каждый хотел внести свою лепту в новую науку – палеонтологию. Учёные стали с энтузиазмом скупать древние кости. Возникали даже ссоры и яростное соперничество. Организовывались экспедиции. Появились перекупщики древностей и, как водится, чёрный рынок.
Название «динозавры», что в переводе означает «ужасные ящеры» появилось с лёгкой руки биолога Ричарда Оуэна в 1842 году. Его увлечение древними животными началось тоже после знакомства с Жоржем Кювье. Вообще, Кювье многих «заразил» палеонтологией. Оуэн провёл обширные исследования в области сравнительной анатомии, написал более 600 статей. Всю свою жизнь он посвятил ископаемым костям. Заведовал естественно-историческим отделением Британского музея.
Портрет Ричарда Оуэна в самом начале карьеры. Тогда было модно фотографироваться с ископаемыми костями ▼
Ричард Оуэн с собранным им скелетом птицы моа ▼
Правда, характер Ричарда Оуэна был сложный, впрочем, как и у многих учёных. Особенно пострадал от него английский палеонтолог Гидеон Мантелл, открывший и описавший первого динозавра игуанодона.
Собственно из-за игуанодона и возникла ссора между двумя учёными. Оуэн решил устроить необычный банкет в новогоднюю ночь 1853 года. По его указанию сделали большого игуанодона из бетона и внутри поставили стол на 12 персон. Встретить Новый год были приглашены ведущие учёные Великобритании. А первооткрыватель игуанодона Гидеон Мантелл приглашён не был. Учёный обиделся и всю оставшуюся жизнь обвинял Оуэна в воровстве чужих научных идей. А Оуэн вставлял палки в колёса в карьере Мантелла.
Новогодний банкет 1853 год ▼
Ещё до знаменитого банкета в 1851 г. по инициативе Оуэна был создан первый в истории парк динозавров – Парк Хрустального Дворца. Художник Бенджамин Хокинс по эскизам Оуэна сделал скульптуры в натуральную величину. Сам Хрустальный Дворец (Выставочный комплекс) был построен на территории Гайд-парка и его строительство приурочено к Всемирной выставке, где демонстрировались мировые достижения в области промышленности, науки и искусства. Выставка прошла с огромным успехом. Все были в восторге и от самого Дворца-павильона с экспонатами, привезёнными со всего света и от парка динозавров. После завершения выставки Хрустальный Дворец разобрали, а составные части продали на металлолом.
Парк динозавров сохранился до сих пор▼
Хотя, как выяснилось позже, многие доисторические животные на самом деле выглядели иначе, чем их представляли первые палеонтологи. И игуанодон, из-за которого вышел спор между учёными Оуэном и Мантеллом, был абсолютно не таким внешне, как его представил Оуэн в парке Хрустального дворца и на новогоднем банкете. Передвигался он не на четырёх, а в основном на двух ногах, никакого рога у него не было, хвост был навесу…
Реконструкция игуанодона (Mantell,1834). По отдельным найденным фрагментам Мантелл воссоздал образ ▼
Найденные фрагменты игуанодона. Мейдстоуновский образец, 1834 год ▼
Современная реконструкция игуанодона ▼
В 19 веке палеонтология стала весьма модной наукой. Многие учёные забросили свои кафедры и полностью переключились на изучение древностей. Они ездили в экспедиции, копали где только можно, чтобы первыми найти что-то новое. Это стало чуть ли не манией, «золотой лихорадкой», вернее «костяной лихорадкой». Кости, скелеты, любые фрагменты древних животных составляли богатые коллекции учёных. Порой на приобретение этих древностей (помимо экспедиционных находок) они тратили последние деньги. Дома у многих превратились в настоящие музеи.
Настоящие «костяные войны» были между знаменитыми американскими палеонтологами Эдвардом Копом и Гофониилом Чарльзом Маршем. Оба со своими командами работали в Скалистых горах в США. Из-за этого частенько случались между участниками экспедиций вооружённые стычки. Умыкнуть друг у друга артефакт – обычное дело. Случалось и похуже. Под покровом ночи самые отчаянные члены экспедиции пробирались в лагерь соперника, подкладывали взрывчатку под обнаруженный скелет динозавра. И всё – артефакта у конкурента нет. Как ещё сами не пострадали – удивительно.
Поэтому на фотографиях кажется, что не учёные отправляются в экспедицию, а вооружённые до зубов вояки.
Фото экспедиции 1872 года. В центре второй ряд, стоит американский палеонтолог Гофониил Чарлз Марш. Окружение – помощники. Они обнаружили почти идеальный скелет Hesperornis regalis ▼
Марш в данной гонке оказался победителем. У Коупа насчитали 56 открытий. А у Марша больше 80. Всего Марш описал более 400 видов ископаемых животных, в том числе 86 видов динозавров, включая апатозавра, трицератопса, диплодока, стегозавра… и т.д. В 1877 году Геологическое общество Лондона присудило учёному почетную награду — Медаль Бигсби.
Итак, основной палеонтологический рывок пришёлся на 19 век, когда раскопали кучу костей динозавров и других древних животных, соединили разрозненные находки и начали систематизировать. А также воссоздали образы древних животных на основе собранных скелетов.
Кости динозавра ▼
Автор в музее естественной истории в Нью-Йорке ▼
Музей естественной истории в Нью-Йорке ▼
Энтузиасты-натуралисты во времена Брейгеля
Справедливости ради надо сказать, что во времена Брейгеля и даже раньше были отдельные энтузиасты-натуралисты, которые находили морские окаменелости и продвигали всякие крамольные мысли насчёт происхождения жизни на земле, даже писали трактаты. Более того, находились особенно заинтересованные, которые собирали окаменелые древности в свои коллекции, хранили их в специальных шкафах, почти как экспозицию. Таким увлечённым натуралистом-исследователем был Конрад Гесснер, живший в одно время с Брейгелем. Он один из первых сделал попытку систематизировать окаменелости. Свои изыскания он включил в один из разделов пятитомника «История животных».
Древние Окаменелости. Подобные находки коллекционеры Средневековья хранили в специальных шкафчиках. Иногда делали из них украшения. А алхимики использовали в своих опытах ▼
Натуралист Конрад Гесснер (1516 – 1565 гг.). Один из первых попытавшийся систематизировать накопленные человечеством сведения о животных и растениях ▼
Конрад Гесснер, один из томов книги «История животных» ▼
Восемь лет Гесснер работал над своей энциклопедией – с 1551 по 1558 год. Пятитомник публиковался последовательно, том за томом, в Цюрихе, с прекрасными иллюстрациями и описанием. Туда были включены и материалы из античных и средневековых текстов, в частности описания Аристотеля, Плиния Старшего. Эти античные мужи тоже в некотором роде увлекались изучением растений и животных.
Полагаю, что Брейгель не был знаком с учёным Конрадом Гесснером и трудов его не читал. Ну а если бы и читал, то вряд ли нашёл бы там диплодоков. далее →
Страницы: 1 2
Великолепная статья! Не предполагала даже, что о такой скучной для меня науке, как палеонтология, можно рассказать так интересно. Проглотила, как детектив.Спасибо!